НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

  • Биографическая справка

 

 

 

Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева
(1891—1945)

Монахиня Мария (известна как мать Мария, в миру Елизавета Юрьевна Скобцова, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева; 8(21).12.1891—31.03.1945) — монахиня Константинопольского Патриархата русского происхождения, поэтесса, мемуаристка, участница французского Сопротивления.
Е.Ю. Кузьмина-Караваева Родилась в Риге, в семье юриста Юрия Дмитриевича Пиленко. Мать происходила из рода Дмитриевых-Мамоновых. Уже по происхождению Е.Ю. Кузьмина-Караваева была связана с Тверским краем: дядя ее матери владел деревней Колесники, находившейся рядом с Подобино в Бежецком уезде, а ее отец некоторое время был старшим окружным врачом Бежецкого и Весьегонского уездов.
В мае 1906 г. семья переехала в Петербург. С 15 лет девушка начала интересоваться литературой и искусством, бывать на литературных вечерах, на одном из которых выступал А. Блок. Сложные отношения с А. Блоком отразились в их переписке и в очерке «Встречи с Блоком», который был опубликован уже за подписью «мать Мария» в 1936 г.

Кузьмин-Караваев Д.В.

В 1910 г. Е.Ю. Пиленко вышла замуж за Дмитрия Владимировича Кузьмина-Караваева — юриста, близкого друга многих литераторов. Благодаря обширным знакомствам мужа, Е.Ю. Кузьмина-Караваева стала участником знаменитых «сред» у В.И. Иванова (см.: Л. Агеева «Башня»), членом «Цеха поэтов», посещала артистическое кабаре «Бродячая собака» (см.: Л. Агеева «Бродячая собака»).  В дореволюционный период, примыкая к акмеистам, Е.Ю. Кузьмина-Караваева печатает первые книги: «Скифские черепки» (1912), «Юрали» (1915), «Руфь» (1916).
В Тверском крае Кузьмина-Караваева провела лето 1911 г. Вместе со своим мужем она приехала в имение Борисково, расположенное в Бежецком уезде Тверской губернии. Имение принадлежало ее свекру, В.Д. Кузьмину-Караваеву, крупному политическому деятелю, члену I и II Государственной Думы, сенатору.

Кузьмина-Караваева
с детьми

Соседями молодой семьи были А.А. Ахматова и Н.С. Гумилев, вернувшиеся из Парижа и отдыхавшие в имении Гумилевых — Слепнево. С Д.В. Кузьминым-Караваевым Гумилев состоял в дальнем родстве. В «Воспоминаниях о Гумилеве и Ахматовой» В. Неведомская пишет, что «Слепнево собственно не было барским имением, это была скорее дача, выделенная из “Борискова”, имения Кузьминых-Караваевых». Родственные отношения поддерживались. Известно, что еще летом 1909 г. Гумилев приезжал в Максатихинский район, где жил у Кузьминых-Караваевых.
15 июня 1911 г., в день именин В.Д. Кузьмина-Караваева, в его усадьбе Борисково Гумилев представил свою жену родным и друзьям. Неведомская вспоминает, как весело проводили Гумилевы и Кузьмины-Караваевы это лето, вспоминает шутки, сценки, совместные прогулки. С Гумилевым и Ахматовой Кузьмины-Караваевы встречались и в Петербурге.
Перечисляя тверские места, в которых побывала Е.Ю. Кузьмина-Караваева, Д.В. Куприянов называет Борисково, Слепнево, Градницы, Толстиково, Хонеево. Она знакомилась с достопримечательностями, с местными жителями, природой края.

Слепнево. В центре Ахматова. Слева: Кузьмина-Караваева

В Борискове Е.Ю. Кузьмина-Караваева занималась живописью. В частности, в Борискове была написана картина «Змей Горыныч», которая экспонировалась в том же году на одной из выставок в Петербурге.
Будучи православной, Е.Ю. Кузьмина-Караваева во время пребывания в Тверском крае посещала церковные службы во Владимирской церкви, расположенной в одном километре от Борисково. По воспоминаниям Л. Агеевой («Замужество (1910)»), семейная жизнь Кузьминых-Караваевых была не вполне счастливой. В период недолгого брака Е.Ю. Кузьмина-Караваева всё больше углубляется в религиозные поиски, в ней всё больше утверждается дух христианства. В середине 1910-х гг. она, не окончив философского отделения женских Бестужевских курсов, сдавала экстерном экзамены в Петербургской духовной академии. Позднее, в 1930-е гг., образование было завершено в Православном богословском институте в Париже. Христианское мировоззрение нашло отражение во многих работах, в частности в статье «О творчестве».
Е.Ю. Кузьмина-Караваева состояла членом партии эсеров. В 1918 г. была избрана городским головой Анапы; участвовала в Белом движении. В 1919 г., вместе со вторым мужем, Даниилом Скобцовым, и двумя детьми, эмигрировала сначала  в Константинополь, потом в Сербию, а затем в Париж.
В 1932 г., после церковного развода с мужем, приняла постриг в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института с именем Мария — в честь преподобной Марии Египетской; с этого времени подписывалась в печати «мать Мария», «монахиня Мария». Мать Мария были избрана местным секретарём Русского студенческого христианского движения (РСХД) во Франции; в 1933 г. — секретарем Центрального секретариата РСХД по миссионерской и социальной работе. Основала в Париже общежитие для одиноких женщин; благотворительную и культурно-просветительную организацию помощи русским эмигрантам «Православное дело», ставшую местом встречи многих писателей и философов. В числе основателей были митрополит Евлогий, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К.В. Мочульский и др. Несмотря на долгие годы эмиграции, мать Мария много размышляла о судьбе России, о ее будущем, о возможных путях возрождения страны, что отразилось в ряде ее произведений («12 час»).
Во время германской оккупации Парижа её дом стал одним из штабов Сопротивления. Мать Мария была арестована и впоследствии отправлена в лагерь Равенсбрюк в Германии, где и погибла.
В 1985 г. мемориальным центром Яд Вашем матери Марии посмертно было присвоено звание «праведник мира». Канонизирована Константинопольским патриархом как преподобномученица в 2004 г.
Судьбе монахини посвящен фильм «Мать Мария» (1982), главную героиню в котором играет Людмила Касаткина.

Литература
Е.Ю. Кузьмина-Караваева // Литературное краеведение XX века: уч. пособие / под. ред. А.М. Бойникова. — Тверь: ТвГУ, 2008. — С. 59—66.
Восхождение: О жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. — Тверь: Твер. обл. кн-журн. изд-во, 1994. — С. 35—41, 48—56.
Шустов А.Н. «Повенчана с дворянином Кузьминым-Караваевым» // Тверская старина. — 1992. — № 1. — С. 70—75.