ОЗЕРОВ
Владислав (Василий) Александрович
(1769 – 1816)
В.А. Озеров – драматург, один из основоположников русского
сентиментализма. Родился 11 октября (30 сентября) 1769 г. в с.
Казанское (ныне Борки) Зубцовского уезда.
|
Усадебный дом в Борках |
С
1776 г. по 1787 г.
Озеров обучался в одном из лучших учебных заведений России -
Санкт-Петербургском Шляхетском сухопутном корпусе, который окончил с
золотой медалью и в чине поручика. Большое влияние в эти годы на
Озерова оказал драматург Я. Б. Княжнин, преподававший кадетам
российскую словесность.
В 1787-1790 гг. Озеров принимал участие в
русско-турецкой войне в составе Южной армии. В 1790 г. вернулся в
Шляхетский корпус адъютантом при директоре графе Ангольте. В 1794 г. по
настоянию отца Озеров перешел на службу в Лесной департамент, где
дослужился до должности директора.
В Петербурге В.А. Озеров
общался с историком Н.М. Карамзиным, поэтом Г.Р. Державиным, охотно
посещал литературный салон А.Н. Оленина - одного из самых образованных
и влиятельных людей России, президента Академии художеств, директора
Императорской публичной библиотеки. В доме Оленина живо обсуждались
текущие политические события, вопросы отечественной истории и особенно
литература и искусство Древней Греции и Рима. Известно, что именно по
совету А.Н. Оленина В.А. Озеров приступил к работе над трагедиями.
Первый
успех к драматургу пришел после постановки в 1804 г. трагедии «Эдип в
Афинах» (в главных ролях – Я.Е. Шушерин и Е.С. Семенова). Сюжет, взятый
из трагедии Софокла «Эдип в Колоне», был существенно переосмыслен.
Во-первых, Озеров акцентировал чувственные моменты фабулы: дочернюю
любовь Антигоны, несчастную старость Эдипа, готовность героев к
самопожертвованию. Во-вторых, в трагедии первостепенно важно
противопоставление доброго государя Тезея и злого – Креона. Финальное
торжество добродетели и гибель тирана Креона, критиковавшееся многими
современниками за явное несоответствие духу мифа об Эдипе, вполне
соответствовали замыслу драматурга, ориентировавшегося на эстетику
сентиментальной повести. Новым в «Эдипе в Афинах» также был резкий
контраст элегических монологов, написанных звучным стихом, рассчитанным
на мастерскую декламацию, «техническим», необходимым для развития
сюжета, невыразительным сценам.
Эти тенденции ещё в большей степени проявились в трагедии Озерова «Фингал»
(1805) на сюжет из «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона (в главных ролях —
А.С. Яковлев и Е.С. Семенова). Роли главных героев трагедии, Фингала и
его невесты Моины, практически ограничиваются элегическими монологами,
поэтические достоинства и удельный вес которых в «Фингале» значительно
выше, чем в «Эдипе…».
Недостатки драматургической техники исчезли
в «Димитрии Донском» (1806; постановка – янв. 1807) – трагедии Озерова,
имевшей наибольший зрительский успех, в немалой степени вызванный
соответствием патриотического пафоса пьесы настроениям общества в
начале русско-французской войны 1807 г. «Стихи в трагедии были
мастерски приноровлены к настоящим политическим обстоятельствам»*.
Интрига «Димитрия…» органично соединяла героический (Куликовская битва)
и любовный сюжет. Озеров, однако, не претендовал на достоверное
воссоздание древнерусских обычаев и исторических фактов: отношения
Димитрия, его возлюбленной Ксении и её жениха князя Тверского
трактованы скорее в традициях западноевропейских рыцарских
представлений о любви. «Димитрий Донской» считается самой
классицистической трагедией Озерова.
Трагедии «Эдип в Афинах»,
«Фингал» и «Дмитрий Донской» многие годы не сходили со сцены, их высоко
оценивали театральные критики, с восторгом принимала публика, о чем
писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг
свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез,
рукоплесканий
С младой Семеновой
делил;
Там наш Катенин
воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий
Шаховской
Своих комедий шумный
рой,
Там и Дидло венчался
славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Глава 1. Строфа XVIII.)
В
1808 г., имея уже большую известность как драматург, В.А. Озеров вышел
в отставку и поселился в небольшом имении Красный Яр
Чистопольского уезда Казанской губернии.
В Красном Яре Озеров
закончил трагедию «Поликсена», которая была поставлена в Петербурге в
мае 1809 г., но после двух спектаклей снята с репертуара. В то время в
столице гастролировала французская труппа и отечественные спектакли не
давали больших сборов. Не получив от дирекции театра обещанные три
тысячи рублей, Озеров потребовал возвращения рукописи «Поликсены». И
хотя многие хвалили пьесу, драматург впал в отчаяние и сжег все свои
рукописи, в т.ч. три первых акта трагедии «Медея». Здоровье его резко
пошатнулось.
В 1810 г. А. И. Озеров приехал навестить сына, застал
его в ужасном состоянии и забрал в Борки. Однако ни домашняя
обстановка, ни забота близких не смогли остановить развитие болезни.
В.А.
Озеров умер 17 (5) сентября 1816 г. на 47-м году жизни. Его похоронили
в Борках на сельском кладбище. На памятнике, который не сохранился,
была высечена эпитафия:
Сей памятник плачевный,
Где прах почиет в мире
твой,
Тебе душевною любовью
посвященный,
Сердечно орошен слезой.
Усадебный
комплекс в Борках частично сохранился. В декабре 1983 г. на втором
этаже барского дома была открыта Борковская картинная галерея,
основателем которой является председатель колхоза «Путь Ильича» Сергей
Романович Ильин.
Могила драматурга утрачена. В 1983 г. был
сооружен новый памятник: белая мраморная плита с надписью «Русский
писатель-драматург В.А. Озеров, 1769-1816 гг.».
* Жихарев
С.П. Записки современника.- М.-Л., 1955.- С. 665
|