НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

Озеров В.А.

 

 

 

ОЗЕРОВ
Владислав (Василий) Александрович
(1769 – 1816)

В.А. Озеров – драматург, один из основоположников русского сентиментализма. Родился 11 октября (30 сентября) 1769 г. в с. Казанское (ныне Борки) Зубцовского уезда.

Усадебный дом в Борках

С 1776 г. по 1787 г. Озеров обучался в одном из лучших учебных заведений России - Санкт-Петербургском Шляхетском сухопутном корпусе, который окончил с золотой медалью и в чине поручика. Большое влияние в эти годы на Озерова оказал драматург Я. Б. Княжнин, преподававший кадетам российскую словесность.
В 1787-1790 гг. Озеров принимал участие в русско-турецкой войне в составе Южной армии. В 1790 г. вернулся в Шляхетский корпус адъютантом при директоре графе Ангольте. В 1794 г. по настоянию отца Озеров перешел на службу в Лесной департамент, где дослужился до должности директора.
В Петербурге В.А. Озеров общался с историком Н.М. Карамзиным, поэтом Г.Р. Державиным, охотно посещал литературный салон А.Н. Оленина - одного из самых образованных и влиятельных людей России, президента Академии художеств, директора Императорской публичной библиотеки. В доме Оленина живо обсуждались текущие политические события, вопросы отечественной истории и особенно литература и искусство Древней Греции и Рима. Известно, что именно по совету А.Н. Оленина В.А. Озеров приступил к работе над трагедиями.
Первый успех к драматургу пришел после постановки в 1804 г. трагедии «Эдип в Афинах» (в главных ролях – Я.Е. Шушерин и Е.С. Семенова). Сюжет, взятый из трагедии Софокла «Эдип в Колоне», был существенно переосмыслен. Во-первых, Озеров акцентировал чувственные моменты фабулы: дочернюю любовь Антигоны, несчастную старость Эдипа, готовность героев к самопожертвованию. Во-вторых, в трагедии  первостепенно важно противопоставление доброго государя Тезея и злого – Креона. Финальное торжество добродетели и гибель тирана Креона, критиковавшееся многими современниками за явное несоответствие духу мифа об Эдипе, вполне соответствовали замыслу драматурга, ориентировавшегося на эстетику сентиментальной повести. Новым в «Эдипе в Афинах» также был резкий контраст элегических монологов, написанных звучным стихом, рассчитанным на мастерскую декламацию, «техническим», необходимым для развития сюжета, невыразительным сценам.
Эти тенденции ещё в большей степени проявились в трагедии Озерова «Фингал» (1805) на сюжет из «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона (в главных ролях — А.С. Яковлев и Е.С. Семенова). Роли главных героев трагедии, Фингала и его невесты Моины, практически ограничиваются элегическими монологами, поэтические достоинства и удельный вес которых в «Фингале» значительно выше, чем в «Эдипе…».
Недостатки драматургической техники исчезли в «Димитрии Донском» (1806; постановка – янв. 1807) – трагедии Озерова, имевшей наибольший зрительский успех, в немалой степени вызванный соответствием патриотического пафоса пьесы настроениям общества в начале русско-французской войны 1807 г. «Стихи в трагедии были мастерски приноровлены к настоящим политическим обстоятельствам»*. Интрига «Димитрия…» органично соединяла героический (Куликовская битва) и любовный сюжет. Озеров, однако, не претендовал на достоверное воссоздание древнерусских обычаев и исторических фактов: отношения Димитрия, его возлюбленной Ксении и её жениха князя Тверского трактованы скорее в традициях западноевропейских рыцарских представлений о любви. «Димитрий Донской» считается самой классицистической трагедией Озерова.
Трагедии «Эдип в Афинах», «Фингал» и «Дмитрий Донской» многие годы не сходили со сцены, их высоко оценивали театральные критики, с восторгом принимала публика, о чем писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

 
(Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Глава 1. Строфа XVIII.)

В 1808 г., имея уже большую известность как драматург, В.А. Озеров вышел в отставку  и поселился в небольшом имении Красный Яр Чистопольского уезда Казанской губернии.
В Красном Яре Озеров закончил трагедию «Поликсена», которая была поставлена в Петербурге в мае 1809 г., но после двух спектаклей снята с репертуара. В то время в столице гастролировала французская труппа и отечественные спектакли не давали больших сборов. Не получив от дирекции театра обещанные три тысячи рублей, Озеров потребовал возвращения рукописи «Поликсены». И хотя многие хвалили пьесу, драматург впал в отчаяние и сжег все свои рукописи, в т.ч. три первых акта трагедии «Медея». Здоровье его резко пошатнулось.
В 1810 г. А. И. Озеров приехал навестить сына, застал его в ужасном состоянии и забрал в Борки. Однако ни домашняя обстановка, ни забота близких не смогли остановить развитие болезни.
В.А. Озеров умер 17 (5) сентября 1816 г. на 47-м году жизни. Его похоронили в Борках на сельском кладбище. На памятнике, который не сохранился, была высечена эпитафия:

Сей памятник плачевный,
Где прах почиет в мире твой,
Тебе душевною любовью посвященный,
Сердечно орошен слезой.

Усадебный комплекс в Борках частично сохранился. В декабре 1983 г. на втором этаже барского дома была открыта Борковская картинная галерея, основателем которой является председатель колхоза «Путь Ильича» Сергей Романович Ильин.
Могила драматурга утрачена. В 1983 г. был сооружен новый памятник: белая мраморная плита с надписью «Русский писатель-драматург В.А. Озеров, 1769-1816 гг.». 


*  Жихарев С.П. Записки современника.- М.-Л., 1955.- С. 665

 << Зубцовский район