Василий Михайлович Чуфарин
Этот
человек оставил
заметный след в общественной жизни
Торжка
2-й половины XIX –
начала XX вв. и заслужил добрую память потомков.
Родился В.М. в
Торжке, в мещанской семье, жившей на Александровской улице. Этот
дом сохранился (ул. I Пугачёва, 41), в нём живёт внучка
Василия
Михайловича – Софья Николаевна Чуфарина.
Краевед А.А. Суслов
указывает годом рождения В.М. Чуфарина 1855. Эта дата выведена исходя
из надписи на могильном камне (сохранилась фотография могилы):
МИРЪ
ПРАХУ ТВОЕМУ
УЧРЕДИТЪЛЮ
ПОЖАРНАГО ОБЩЕСТВА
В.М.
Чуфарину
[скон.]
5 июля 1913 г.
ЖИТИЯ
ЕГО БЫЛО 58 л.
Однако,
сопоставив две записи – о браке и о смерти В.М. Чуфарина – в
метрических книгах [1], приходим к выводу, что годом его рождения
является
1852.
В течение четырёх лет юноша служил письмоводителем у пристава
1 стана Старицкого уезда. Как говорится в данном ему в 1872 г.
аттестате, занимался он этой работой «усердно, ревностно и с полным
знанием дела», «постоянно отличаясь аккуратностью, примерным поведением
и безукоризненной честностью» [2].
|
В.М.
Чуфарин с женой и сыном Георгием
|
С
17 марта 1873 г. по 1 мая 1875 г.
служил столоначальником в Новоторжской городской управе «при весьма
хорошем поведении с отличным усердием и всегдашнею исправностью» [3].
Окончил курс в Новоторжском уездном училище, преобразованном в
городское [4].
Служил письмоводителем в Новоторжской Мещанской управе [5].
Женился
на дочери новоторжского мещанина Марии Николаевне Селезнёвой. У них
родилось много детей, но до взрослых лет дожили три сына: Николай,
Георгий, Михаил.
В.М. Чуфарин был активным членом
добровольных обществ: взаимопомощи по случаю смерти, Красного креста,
трезвости, пожарного. Сохранилось несколько документов, говорящих о его
добросовестной службе: удостоверение Императорского российского
пожарного общества о праве ношения отличительного бронзового знака
общества от 28 августа 1906 г. [6], свидетельство Главного управления
Российского общества Красного Креста от 29 октября 1907 г. о выдаче ему
медали Красного Креста в память участия в деятельности общества во
время русско- японской войны 1904 – 1905 гг. [7]; благодарность от
начальника пожарной команды начальнику 4 трубного отряда Новоторжского
вольного пожарного общества В.М. Чуфарину за «энергичные действия» во
время пожара на Воздвиженской улице 17 июля 1909 г. [8]
В.М. Чуфарин хорошо играл на скрипке и выступал на благотворительных
концертах.
С
детства он много читал и стал сочинять ещё в годы учёбы. Живя в
небогатой семье, этот способный юноша не мог продолжить образование в
каком-либо учебном заведении и потому занимался самообразованием. У
внучки Василия Михайловича сохранилась общая тетрадь, куда он выписывал
сведения по химии, истории, философии и другим наукам. Очевидно, что он
был хорошо знаком с Библией, античной поэзией, мифологией,
историческими сочинениями. Герои его стихов и поэм – русские былинные
богатыри, князья Александр Невский и Дмитрий Донской, Борис Годунов,
Ульяния Новоторжская, патриарх Гермоген, Пётр I, Степан Разин,
Кузьма
Минин, Иов многострадальный, царь Соломон, Юдифь и многие другие.
Кроме того, немало стихов написано на злободневные для него темы.
В
нашем музее хранятся рукописные тетради В.М. Чуфарина, переданные его
родными. Среди них – «Оглавление сочинений В.М. Чуфарина». Перечень
имеет несколько разделов: «Библейские темы», «Духовные мотивы»,
«Элегии, думы», «Лирика», «Песни природы», «Песни сердца», «Легенды,
сказания, история», «Из жизни», «Сатиры», «Поэмы».
У Чуфарина много
произведений, посвящённых жизни бедняков. Душа его болела за способных,
талантливых русских людей, из-за нищеты и беззакония не сумевших найти
достойное применение своим силам.
В стихотворении «Родине»,
опубликованном в журнале «Кормчий» в 1912 году, он молил, чтобы Россия
«из грубости и дикости» стала «человечною, разумною, сердечною», «на
бой с нуждой рванулася».
Поэма «Меланхолик» повествует о печальной судьбе «маленького человека»,
разочаровавшегося в жизни.
Врач
объявил о причине простой:
«Был меланхолик и кончил с собой».
В.М.
Чуфарин рассказывает историю этого «злополучного героя». Отец его был
«чинушка забитый, еле одетый, худой, полусытый, гнулся пред всяким
начальством дугой и попивал на чужбинку порой». Детей у него было
много, а «старший сынишка учился прилежно, умный, застенчивый, добрый и
нежный». В гимназии решили, что этот мальчик – Днепров – лучший ученик
и пробьёт себе дорогу. И самому ему казалось, что впереди –
широкий и светлый путь. В гимназии учился такой же бедный, забитый
мальчик по фамилии Рукин. Он слыл тупицей и ждал исключения. Днепров
стал с ним заниматься, и тот сдал экзамены. Нежданно пришло горе: отца
разбил паралич. Днепров был вынужден, не доучившись, искать места,
чтобы содержать семью. «И по нижайшим прошеньям отца дали в полиции
должность писца». Служил он усердно, ему назначили высший оклад. Но
завистники добились его ухода. В дом вернулся голод. Днепров
перебивался мелкими заработками. Потом вспомнил об учителе, который его
любил, а теперь стал директором, «выдвинутый в люди» женитьбой. Тот
устроил бывшего ученика в сельскую школу. В деревне Днепров видел, что
«земцы живут очень сыто и наслаждаются жизнью открыто», а его ученики
«корки замерзшего хлеба грызут».
Мнится
Днепрову: и труд, и старанье
Гибнут без пользы, почти без вниманья.
Те лишь в довольстве и неге живут,
Кем презираются честность и труд.
Услышав,
что Рукин стал известным юристом в Москве, бедный учитель, не доедая,
скопил денег и отправился просить места у товарища детства. В богатой
квартире его не сразу приняли. Бывший товарищ его «не узнал» и в ответ
на просьбу дать работу брезгливо бросил на стол трёхрублёвку.
Сжалось
мучительно сердце тоскою.
– Нет, не сошёлся я с жизнью людскою,
Лишний, ненужный, ничтожный я в ней,
Нечего больше искать у людей:
Звери, грызущие алчно брат брата,
Хищность одна в вашей жизни проклятой,
Вы – паразиты отчизны родной…
Полно, устал я, пора на покой!
На скопленные деньги купил пистолет и
застрелился в гостинице.
С
1878 г. произведения В.М. Чуфарина печатались в журналах «Тверской
вестник», «Искра», «Светоч», «Благовест», «Кормчий», «Путь
жизни».
В 1884 г. в Твери вышел сборник произведений
Чуфарина, куда вошли поэмы «Наместник новоторжский», «Ульяна», «Отрок
Григорий» и стихотворения. К сожалению, эта книга стала настоящей
библиографической редкостью.
Среди поэм на сюжеты из истории
Торжка привлекает внимание поэма «Ульяна» рассказывающая трагическую
историю, произошедшую в начале XV века. Дочь погибшего новоторжского
наместника, жена князя Семёна – Ульяния в неравной борьбе с
соблазнителем – князем Юрием Смоленским умирает, предпочитая смерть
позору
В «Библиографической заметке», посвящённой выходу в свет
этого сборника, отмечается, что «поэма написана сильным стихом и полна
неподдельного драматизма» [9].
Лирические стихотворения В.М. Чуфарина,
по большей части, грустны, в них он размышляет о печальных сторонах
жизни. Исключение составляют несколько стихотворений, видимо,
написанных в период влюблённости и радостных встреч с любимой.
В.М.
Чуфарин умер в 1913 г. и был похоронен на Христорождественском
кладбище. В 1930-е гг. Христорождественская церковь была разрушена, По
воспоминаниям родных, могила сохранялась до Великой Отечественной
войны. Потом кладбище было разорено и место застроено.
В элегии «На кладбище» В.М. размышляет о жизни и смерти, о своей судьбе:
Погибну
ль я под бременем страданья
И недруг злой сотрёт меня с земли?
Оставлю ль я в сердцах
воспоминанья?
Истлею ль я в забвенье и пыли?
Смерть не страшит развязкой
роковою,
Свершив земное, должно умереть.
Молюсь о том, чтоб с чистою душою
Мне до конца все скорби
претерпеть.
Молюсь о том, чтоб шествие земное
Кому-нибудь я злом не отравил,
Чтоб верил я всегда в одно
святое,
Чтобы всегда я ближнего любил.
Творчество
самобытного поэта В.М. Чуфарина спустя почти век после его смерти
привлекает внимание человеколюбием и искренностью. Написанные хорошим
литературным языком, эмоциональные, его стихи и поэмы читаются на одном
дыхании. Думается, что они будут интересны и в будущем.
[1]
В записи о браке в 1880 г. указан возраст М.В. Чуфарина: 28 лет. В
записи о смерти в 1913 г. – 60 лет. Метрические книги
Иоанно-Предтеченской и Никольской церквей г. Торжка. ГАТО. Ф. 160. О.
15. Д. 3703, 3865.
[2] ВИЭМ. КОФ 390/1410.
[3] Аттестат,
подписанный городским головой Поповцевым. ВИЭМ. КОФ 390/807.
[4] Удостоверение,
выданное Новоторжским городским училищем 25 сентября 1879 г.
ВИЭМ. КОФ 390/1411.
[5] Адрес-календарь Тверской губернии на 1905
год. Тверь, 1905.
[6] ВИЭМ. КОФ 390/806.
[7] ВИЭМ. КОФ 390/808.
[8] ВИЭМ. КОФ 390/811
[9] ВИЭМ. КОФ 5735.
О.В. Лобанова, зав. отделом
Всероссийского историко-этнографического музея (г.Торжок)
Источники
публикации: Тверской литературный альманах.
- 2008. - №4.;
Торжокская неделя. - 2008. - 19 марта.
|