«Я СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ ОТМЕЧЕН…»
Александр Бойников
К 100-летию со дня рождения Н.И. Попова
Не ошибусь, если скажу, что Николая Попова и сегодня помнят многие
тверские писатели, журналисты и просто его знакомые. Он ушел из жизни в
общем-то недавно, в 1981 году, в Ленинграде, но последний приют обрел на
Дмитрово-Черкасском кладбище. И хотя долгая жизнь Н. Попова, до отказа
наполненная светом творчества, огненной болью войны, и радостью
семейного счастья, была нерасторжимо связана с духовно богатой частью
срединной русской земли – Тверским краем – его стихи устремлялись
далеко за пределы областного горизонта. Поэт с гордостью называл Верхневолжье «моя Россия»…
Николай Иванович Попов родился 17 декабря (н. ст.) 1902 года в городе
Ржеве. Отец его был служащий (одно время работал в библиотеке), мать –
сельской учительницей. Детские годы будущего писателя прошли на Украине.
Чудные малороссийские пейзажи, воспетые еще Гоголем, звучные переливы
украинских песен будили воображение мальчика и с 9 лет он принялся
слагать стихи. А зимой 1915 г. в Полтаве юный поэт показал целую тетрадь
своих сочинений классику русской литературы В.Г. Короленко. Слова
маститого писателя-реалиста – «Поэтами становятся только те, кто помимо
таланта, еще и трудом зарабатывает право на признание» – он запомнил
навсегда.
С самых ранних лет судьба словно испытывает Попова на прочность: в 1914
г. он теряет мать, в 1918 умирает от холеры отец. Юноша перебирается в
Осташков, поближе к родным местам, работает по найму и одновременно
оканчивает школу II ступени. В 1919 г., будучи переписчиком военкомата,
он печатает свои стихи в местной уездной газете «Красная волна» и ее
редактор, поэт Осип Смольский, пригласил Попова для постоянного
сотрудничества. Через год осташковский профсоюз работников искусств
выпустил его первую, всего в 16 страниц, стихотворную книгу «Песни
равнины», которая, как это ни удивительно, была замечена в Москве и
получила в целом лестный для начинающего автора отзыв в столичном
журнале «Пролетарская культура». Много позже, в 1934 г., эта книжка
послужила поводом для приглашения Н. Попова на I съезд советских
писателей.
Его дальнейший путь определяли труд и творчество. «Но мы шли напролом –
озорное отчаянное поколенье, // Неподкупная, стойкая, гордая молодежь»,
– так напишет поэт о своем поколении. В 1924-27 гг. он заведует отделом
и трудится ответственным секретарем в газете «Ржевская правда», а после
завершения учебы на литературном факультете Тверского пединститута в
1931 г. шесть лет преподает русский язык и литературу в различных
учебных заведениях – от средней школы до университета. Преподавание
вновь сменила журналистика. Н. Попов работает в газете «Пролетарская
правда», в журнале «В наши дни» и редактором областного
книжно-журнального издательства, деятельно участвуя в собраниях
городского литературного объединения.
Новых книг в те годы Н. Попов не издал, но в газетах и журналах
появлялись его стихи и поэмы. Он также написал художественную биографию
М.Ю. Лермонтова, одобренную Всесоюзным Лермонтовским комитетом,
готовился опубликовать в журнале «Октябрь» повесть «Перековка», но…
Грянул 1941 год.
С началом войны поэт уходит на фронт добровольцем. Первые дни он был
рядовым политбойцом, затем военным журналистом на Западном, Калининском,
Юго-Западном и III Украинском фронтах. В 1942 г. стал коммунистом.
Повидать довелось немало: Н. Попов принимал участие в освободительном
походе советских войск в Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и
Австрию. В перерывах между боями складывались в поэтические строки
боевые впечатления, портреты однополчан и партизан, зарисовки фронтового
быта. Поэт создает несколько песен, среди них «Донскую солдатскую», «На
дальней заставе», «Боевую пограничную», которые исполнялись фронтовыми
ансамблями. Особенно проникновенными были его стихи о любви и, прежде
всего, о любви к жене, терпеливо ожидающей возвращения мужа-воина. Одно
из самых задушевных стихотворений «Ожидание встречи» поэт написал в 1945
г. в венгерском городе Кесег:
Подойди ко мне поближе,
Рядом сядь, прижмись ко мне,
Сколько дней тебя не вижу,
Столько дней я на войне…
После войны, вернувшись в Калинин, Н. Попов вновь окунается в газетную
работу. В 1946-1950-х гг. он – корреспондент газеты «Правда» по
Калининской и Великолукской областям, в 1950-1959 гг. – заведующий
отделом культуры в «Калининской правде». По собственному признанию
писателя, журналистика стала для него главной школой творчества, а
корреспондентские наблюдения и документальные очерки легли в основу
нескольких поэм о людях деревни.
Только через 32 года в Калинине выходит в свет второй поэтический
сборник Попова «Под небом Родины» (1952). А потом в калининских и
московских издательствах новые книги его стихов появляются одна за
другой: «Про любовь мою» (1953), «Слово современника» (1958), «Травы
звенят» (1960), «Цвет зари в окне» (1971), «Не поле перейти» (1973),
«Моя Россия» (1977). Поэтический ряд дополнили книги прозы –
остроконфликтный роман «Ветер» (1962), разоблачающий мораль членов секты
«Свидетели Иеговы», сборники сказок и рассказов для детей «Добрые птицы»
(1968) и «Что было, а чего не было» (1975). Первым читателем и первым
редактором всех книг была жена поэта, Зинаида Алексеевна, с которой он
прожил вместе полвека.
Творческая занятость не отгораживала поэта от текущей литературной и
общественной жизни. Его юношеский задор словно и не угасал под тяжестью
лет. Н. Попов стоял у истоков создания Калининской писательской
организации, помогал молодым литераторам, неустанно встречался с
читателями, выступал в местной и центральной печати, входил в
редколлегию областного альманаха и в президиум областного Комитета
защиты мира. В 1971 г. к его боевым наградам добавился орден Октябрьской
Революции, которым правительство отметило заслуги писателя в литературе.
С момента выхода в 1981 г. вторым изданием сборника «Не поле перейти»
книги Н. Попова больше не выпускались. Подобной участи, к сожалению, не
избежали многие писатели, которых называют «советскими». Сменилась
эпоха, произошла переоценка духовных ценностей и литература тех лет
вытеснена в «запасники» или даже вовсе отброшена как ненужный хлам.
Однако правомерно ли это по отношению к Николаю Попову? Способна ли его
поэзия затронуть сердце и душу нынешнего читателя?
Лирику Н. Попова почти всегда пронизывал острый интерес к современности,
желание запечатлеть в стихах то, чем сегодня живет и дышит страна. С
искренней теплотой и симпатией он писал о льноводах и районных
журналистах, о строителях и комбайнерах, передавал чувства и думы
скромных и честных тружеников, горячо любящих Родину, добрых и
отзывчивых: «А ведь мы – не колоссы из бронзы, гранита и стали: // Мы –
простые и смертные жители нашей земли». Лучшие стихи и поэмы Н. Попова
глубоко патриотичны, их отличает пафос всеобщего созидания, душевный
оптимизм, солнечная и чистая любовь, способная преобразить все вокруг:
Мир раскрылся предо мною
Сном чудесным наяву.
Хоть назвал тебя женою, –
Как с невестой я живу…
Наиболее совершенны и художественно обаятельны пейзажные зарисовки
поэта. Среднерусский ландшафт словно теряет в них кажущуюся неброскость
и начинает играть всевозможными красками и звуками. Мы слышим, как
«бубенцами лен вызванивает», видим, как «месяц выкупался в травах». Мы
заходим в лес, где «восход встречая розовый, // Пьет рябчик сок
березовый», и, присаживаясь на берегу тверской речки Кавы, поражаемся
тому, что здесь «даже камень безучастный // Гранью вдруг блеснет
алмазной». Точность образного видения, внимание к мельчайшим деталям
помогают поэту рисовать колоритные картины природы:
На небе – вечерний багряный костер…
Затлел и пылает оснеженный бор,
И, кажется: пятнышком пала заря
На грудку летящего снегиря…
Конечно, далеко не все созданное поэтом выдержало проверку временем.
Забылись его злободневные, плакатно-идеологические стихи о безвозвратно
ушедших в прошлое советских реалиях. Кого-то может покоробить
неподдельная убежденность поэта в грядущем торжестве коммунизма, но
такой упрек вряд ли будет справедливым. «Я стихи не из камня вытачивал,
а из сердца живого…», – признается он. В этих стихах по-прежнему бьется
пульс нескольких поколений, которые с энтузиазмом строили светлое
будущее и верили в его приход. Вместе с миллионами граждан СССР поэт жил
неподдельной и романтически окрыленной надеждой, побуждающей его творить
во имя человека завтрашнего дня. Стихотворение «Далекому потомку» не
только выразило мировоззренческое кредо Н. Попова, но и превратилось в
его поэтическое завещание:
Прошли мы путь
И долгий и жестокий,
Чтоб светлый мир
В наследство принял ты…
Удел твой – счастье,
В том сомнений нет…
Обретем ли мы это счастье?
Бойников А.М. «Я счастливой звездой отмечен…» // Вече Твери. – 2002. –
17 дек.
|