Много талантливых, волнующих статей написал о боях у стен Ржева Илья Эренбург: «Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок…».
«Ты умеешь, - писали Эренбургу бойцы и командиры одного из подразделений в труднейшем 1942 г., - сказать то, что мы думаем и что клокочет в нашей груди. Каждое слово у тебя острое, как штык, меткое, как пуля снайпера. Ты — с нами, в наших рядах, впереди, как лучший боец, увлекающий в атаку других».
Спокойный письменный стол писателя в мирной комнате у электрической лампы и с пишущей машинкой в войну заменило нечто совсем другое. Как вспоминал Алексей Сурков, «поезд-редакция», землянка, блиндаж, палатка, раскинутая в прифронтовом лесу, случайная хата при дороге, пустое помещение районной редакции в пустом прифронтовом городе — стали местом писательского жилья, рабочим кабинетом и журналистским клубом,.. День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки». Но зато, как продолжает Сурков, «утром всё это уже читалось в полках и на батареях».
Корреспонденты фронтовых газет писали очерки, публицистические статьи и передовицы, создавали песни полков, дивизий и армий, сочиняли стихотворные подписи под фотографиями и рисунками, делали все, что было необходимо периодической печати сегодня и завтра. Журналисты-фронтовики были солдатами. Не раз, отложив «лейку» и блокнот, брали в руки автоматы, чтобы возглавить бойцов, повести их в решительную атаку.
Вот слова Константина Симонова: «Вряд ли когда-нибудь будет написана история фронтовых, армейских, дивизионных библиотек, в которых трудились тысячи наших товарищей — военных журналистов. Однако, если взглянуть на дело шире, то, в сущности всю эту армию журналистов можно рассматривать как некую единую, сводную воинскую часть... И можно написать историю этой своеобразной воинской части...».
Борис Полевой вспоминал: «Если работа в тверских газетах была для меня литературной школой, то работа в годы войны в «Правде» с её боевым коллективом стала для меня университетом. Этой правдистской работе я обязан всеми своими книгами». Очерки, написанные в 1941 г. непосредственно на Калининском фронте, писатель объединил в цикл «В ту тяжёлую зиму».
Каждый день сотрудники редакции выезжали на передовую, добирались в окопы под вражескими пулями, минами и снарядами, с блокнотами и фотоаппаратами, где ползком, а где в перебежку, оказывались на первой линии сражений. Главная задача журналиста — дать в газету свежий материал о событиях дня, о героях сражений.
С первых дней боёв на Калининском фронте начала складываться летопись Великой Отечественной войны. Трудно тогда было отражать вероломный удар врага, нелегко было и писать об этом. Но никогда человеческий голос не звучал с такой силой, как на поле боя, в гуще народа, в заводских и фабричных цехах, в любом селении. И никогда столь воодушевлённо не работалось журналистам и писателям, как в это время. Публицистика периода Великой Отечественной войны не знала себе равных во всей мировой истории.