НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

 

Информационная справка

Летом 1941 г. ушли на фронт не только военнообязанные. Тысячи журналистов и писателей, выражаясь словами поэта Владимира Маяковского, «к штыку приравняли перо». Это были не только рядовые сотрудники газет и журналов, но и выдающиеся мастера слова – Константин Симонов, Александр Фадеев, Илья Эренбург, Алексей Сурков, Александр Твардовский, Михаил Матусовский, Сергей Островой, Михаил Светлов, Марк Лисянский и другие. Многие писатели и корреспонденты по долгу совести, по долгу службы находились в годы Великой Отечественной войны на калининской земле.

24 июня 1941 г. был подписан первый приказ о призыве писателей на Великую Отечественную войну. Быстро начатый разговор с читателем уже не мог прерваться ни на минуту. Военные газеты стали как бы отделением Союза писателей. Слово прозаиков и поэтов в первые дни войны прозвучало в газетах призывом к сопротивлению врагу. Значение этого слова было огромно.

Во фронтовой газете “Красноармейская правда” служил Александр Трифонович Твардовский. Осенью 1942 г. он находился на участке фронта под Ржевом, где сражалась дивизия полковника К.Н. Константиновича. Под впечатлением увиденного было написано стихотворение “Я убит подо Ржевом”, а также глава “Бой в болоте” в поэме “Василий Теркин”. Были подо Ржевом Константин Симонов и Алексей Сурков. Вехой стал Ржев в судьбе писателя Вячеслава Кондратьева и поэта Марка Лисянского.

Фронтовые корреспонденты

Читать далее

Много талантливых, волнующих статей написал о боях у стен Ржева Илья Эренбург: «Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок…».

«Ты умеешь, - писали Эренбургу бойцы и командиры одного из подразделений в труднейшем 1942 г., - сказать то, что мы думаем и что клокочет в нашей груди. Каждое слово у тебя острое, как штык, меткое, как пуля снайпера. Ты — с нами, в наших рядах, впереди, как лучший боец, увлекающий в атаку других».

Спокойный письменный стол писателя в мирной комнате у электрической лампы и с пишущей машинкой в войну заменило нечто совсем другое. Как вспоминал Алексей Сурков, «поезд-редакция», землянка, блиндаж, палатка, раскинутая в прифронтовом лесу, случайная хата при дороге, пустое помещение районной редакции в пустом прифронтовом городе — стали местом писательского жилья, рабочим кабинетом и журналистским клубом,.. День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки». Но зато, как продолжает Сурков, «утром всё это уже читалось в полках и на батареях».

Корреспонденты фронтовых газет писали очерки, публицистические статьи и передовицы, создавали песни полков, дивизий и армий, сочиняли стихотворные подписи под фотографиями и рисунками, делали все, что было необходимо периодической печати сегодня и завтра. Журналисты-фронтовики были солдатами. Не раз, отложив «лейку» и блокнот, брали в руки автоматы, чтобы возглавить бойцов, повести их в решительную атаку.

Вот слова Константина Симонова: «Вряд ли когда-нибудь будет написана история фронтовых, армейских, дивизионных библиотек, в которых трудились тысячи наших товарищей — военных журналистов. Однако, если взглянуть на дело шире, то, в сущности всю эту армию журналистов можно рассматривать как некую единую, сводную воинскую часть... И можно написать историю этой своеобразной воинской части...».

Борис Полевой вспоминал: «Если работа в тверских газетах была для меня литературной школой, то работа в годы войны в «Правде» с её боевым коллективом стала для меня университетом. Этой правдистской работе я обязан всеми своими книгами». Очерки, написанные в 1941 г. непосредственно на Калининском фронте, писатель объединил в цикл «В ту тяжёлую зиму». Каждый день сотрудники редакции выезжали на передовую, добирались в окопы под вражескими пулями, минами и снарядами, с блокнотами и фотоаппаратами, где ползком, а где в перебежку, оказывались на первой линии сражений. Главная задача журналиста — дать в газету свежий материал о событиях дня, о героях сражений.

С первых дней боёв на Калининском фронте начала складываться летопись Великой Отечественной войны. Трудно тогда было отражать вероломный удар врага, нелегко было и писать об этом. Но никогда человеческий голос не звучал с такой силой, как на поле боя, в гуще народа, в заводских и фабричных цехах, в любом селении. И никогда столь воодушевлённо не работалось журналистам и писателям, как в это время. Публицистика периода Великой Отечественной войны не знала себе равных во всей мировой истории.

<< Писатели-фронтовики