Владимир Владимирович Маяковский
(7(19) июля 1893—14 апреля 1930)
Владимир Маяковский, русский поэт, драматург, художник, родился в селе Багдати Кутаисской губернии. В 1906 г., после смерти отца, семья переехала в Москву. Здесь будущий поэт увлекся марксизмом, в 1908 г. вступил в РСДРП, но после третьего ареста из партии вышел (1910). В 1911 г. Маяковский увлекся живописью, обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в различных студиях, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Серьезное литературное творчество началось после знакомства с поэтом Давидом Бурлюком. Маяковский примкнул к кубофутуристам, печатал свои стихотворения в футуристических сборниках и альманахах «Пощечина общественному вкусу», «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», периодических изданиях. Первый сборник «Я» состоял из четырех стихотворений, позднее он вошел в книгу «Простое как мычание» (1916).
После революции 1917 г. Маяковский снимался в кинофильмах по собственным сценариям, написал «Мистерию Буфф», которая была поставлена к годовщине революции 25 октября 1918 г. (режиссер — Вс. Мейерхольд, художник — К. Малевич). В 1919 г. начинается активное сотрудничество в РОСТА (Российское телеграфное агенство), Маяковский, как поэт и художник, оформляет сатирические плакаты «Окна РОСТА». В 1918 г. Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 — издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в 1923 — группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ».
В 1922—1924 гг. Маяковский посетил Латвию, Францию, Германию; с 1925 г. много ездил по Советскому Союзу с выступлениями, став одним из первых советских поэтов, завоевавших массовую аудиторию. Во время одной из таких поездок он посетил Тверь. 12 июня 1927 г. в газете «Тверская правда» за подписью «Р.» появилась небольшая заметка под названием «Лекция поэта В.В. Маяковского», в которой говорилось: «Завтра, в Твери Маяковский читает лекцию о современной литературе, в частности об ее левом фронте. Революционность Маяковского и в поисках новых форм в искусстве. Маяковский, как художник слова, никогда не топтался на одном месте. Поэтический путь его — динамичен. Разумеется, на этом пути были свои срывы, свои отклонения».
Дом офицеров.
Бывшее здание горсовета. |
Выступление состоялось в Колонном зале тверского Дома офицеров, где в то время размещался городской совет, и было действительно неординарным событием в литературно-общественной жизни города: по разным источникам, на встречу с поэтом пришло от 300 до 500 человек. Программа вечера включала в себя доклад «Лицо левой литературы», в котором затрагивались следующие темы: «Что такое левая литература?», «Как выучиться в 5 уроков писать стихи?», «Поп или мастер?», «Можно ли рифму забыть в трамвае?», «Стихийное бедствие», «Львицы с гривами и марш с кавычками», «Есенинство и гитары», «Поэты, зубные врачи и служители культа», «Что такое новый Леф?», «Как нарисовать женщину, скрывающую свои годы» и «Асеев, Кирсанов, Пастернак, Третьяков, Сельвинский, Каменский и другие». Затем предполагалось чтение стихов и поэм, а в заключении — ответы на записки из зала.
В. Маяковский приехал в Тверь поездом, затем шел пешком от вокзала до центральной площади Ленина (более 4 км), погулял по Советской улице. Он появился в здании горсовета всего за несколько минут до начала вечера. К этому времени им были уже созданы наиболее известные его поэмы — «Облако в штанах» (1914—1915), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924); поэма «Хорошо» написана в этом же, 1927 году; пользовались огромной популярностью многочисленные стихотворения. Вечер получился яркий. В. Жуков вспоминал: «Потом начались стихи. Эмоциональное впечатление их было огромно. Крепкая, мужественная мускулатура стиха придавала ему ощущение твердой монолитности, впечатление живой, законченной формы. Таким же собранным, монолитным выглядел и сам поэт. Никакой жестикуляции. Мужественно-спокойный голос, прекрасная дикция… Он работал. А вместе с ним работала и аудитория — средние провинциальные читатели и дилетанты, повышением лирической культуры которых он был занят. Аплодисменты его не увлекали… Расхаживая по эстраде, он вколачивал в аудиторию острые строчки своих стихов. Острые, как гвозди. И вколачивал, не останавливаясь — до самой шляпки». Неудивительно, что за время своего выступления в Твери поэт получил из зала 46 записок.
Многие представители творческой интеллигенции, присутствовавшие на вечере, записали свои воспоминания: тверской литератор М. Бритов, руководитель литературного кружка при Калининском Дворце пионеров В. Жуков, тверской журналист Н. Балакин, импресарио Маяковского П.И. Лавут — их впечатления собраны и проанализированы в работах А.М. Бойникова.
На следующий день, 13 июня 1927 г., Маяковский встретился с рабочими в клубе тверской фабрики «Пролетарская мануфактура», побывал в фабричном райкоме партии, комитете комсомола, побеседовал с работниками. М. Бритов, сопровождавший Маяковского, писал, что каждое стихотворение завершал гром аплодисментов.
Больше Маяковский в Тверь не приезжал. Он жил очень активной, насыщенной жизнью. В 1927 г. восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ», в 1928 г. ушёл из организации и журнала. В 1929 г. организовал группу «РЕФ», но уже в 1930 г. ушёл и из неё, вступив в РАПП. К этому периоду относится создание сатирических пьес «Клоп» (1928) и «Баня» (1929), которые были поставлены Мейерхольдом. В 1930 г. жизнь поэта трагически оборвалась.
Библиография:
В.В. Маяковский // Павлов Н.П. Русские писатели в нашем крае. - Калинин, 1956. - С. 97-99.
В.В. Маяковский // Литературное краеведение XX века: уч. пособие / Под ред. А.М. Бойникова. — Тверь: ТвГУ, 2008. С. 87—99.
Никитин И. Вышневолоцкая тетрадь В. Г. Короленко / Калининская правда. - 1966. - 21 мая. - С. 4.
Пантюшенко Г. Дружеское рукопожатие // Калининская правда. — 1973. — 20 июля — С. 4.
Григорьев В. Этот памятный день (В.В. Маяковский в Твери — 13 июня 1927 г.) // Калининская правда. — 1983. — 19 июня.
Бойников А «Между мной и массой стоит мещанин…» // Вече Твери. - 2003. — № 2. — 9 января. — С. 7.
Бойников А. «Кстати, Вы очень мило расшаркиваетесь…». Владимир Маяковский в восприятии тверской интеллигенции 1920-х годов // Тверская газета. — 2006. — № 28. —21 июля. — С. 12—13. |