Куксинская Т.В.
Город Осташков
Осташков очень маленький, с нарядными
старинными домиками и высокими древними колокольнями, с прямыми и
широкими улицами, выходящими к озеру. Летом городок тонет в зелени, а
осенью шорох золотой листвы нарушает тишину улиц.
Когда смотришь на Осташков издали, со стороны озера, то кажется, что
город будто поднимается из воды. За чертой старого Осташкова начинается
новый, с большими серыми пятиэтажными домами...
Об истории названия города мы узнаем из легенды. Она повествует о
крепости Кличен на Селигере, о разорении ее новгородцами и о том, что
два рыбака — Евстафий по прозвищу Осташко и Тимофей — переселились с
острова на соседний материк. Они-то и положили начало двум маленьким
деревенькам, которые быстро росли и превратились в слободы. Слодобы в
честь первых поселенцев стали называть Евстафьевской и Тимофеевской, а
все поселение — Осташковом. Будущий город тоже стал Осташковом. Так
было, если верить легенде.
А что говорят документы, относящиеся к тому далекому времени? В грамоте
литовского князя Ольгерда патриарху Константинопольскому Филофею,
датированной 1371 годом, значится: «Против своего крестного целования
взяли у меня города Ржеву, Сишку, Осечен, Горышино, Ряску, Луки Великие,
Кличень...»
Никоновская летопись рассказывает о кровавых событиях: набеге
новгородской рати в конце XIV века на город Кличен. Летописец повествует
о битве на берегах Селигера, о разрушениях в крепости. Сейчас от
древнего укрепления остались валы, которые может обнаружить лишь опытный
глаз археолога.
Возникновение городка Кличен связано с борьбой Новгорода, Литвы и
Владимиро-Суздальского княжества за озеро Селигер и верховья Волги. 1371
год можно считать датой основания города Осташкова, даже если
первоначальное наименование могло относиться только лишь к сравнительно
небольшой части территории, входящей ныне в городскую черту.
Осташковская слобода была самой большой вотчиной Волоколамского
монастыря. Более ста лет она платила незначительный оброк этому
монастырю, о чем сказано в приходо-расходных книгах 1592—1593 годов.
Этот оброк продержался до 1592 года, когда старец Мисаил Берзнин «учинил
над теми деньгами прибыли 112 рублев с полтиною». Уже в конце XVI века
всего «емлют с Осташкова з году на год по Мисаильеву дозору по
полтораста рублев».
Постепенно Осташковская слобода превратилась в большой посад. Жители
занимались рыбным промыслом, кожевенным и плотницким делом, сельским
хозяйством.
В XVI веке осташковские слободы окружили деревянной крепостной стеной. В
1608 году жители слобод добровольно сдали крепость Лжедмитрию II, за что
понесли повинную царю Василию Шуйскому. Вскоре крепость захватили
поляки. В битве за Осташков погибло много русских и поляков. На месте
этого сражения в 1760—1762 годах был возведен Преображенский собор.
До наших дней сохранилась лишь колокольня (1787—1789 гг.), построенная
осташковскими мастерами Иваном и Петром Парфеновыми-Фомкиными. Высокая,
с большими проемами звона, завершена металлическим шпилем. Фасады богато
обработаны рустом, пилястрами. Окраска здания в два цвета усиливает
живописность сооружения. Интересно, что колокольня является почти точной
копией колокольни Корсуньского собора в соседнем древнем городе Торопце.
Закончена реставрация Преображенской колокольни, отремонтированы долго
молчавшие часы. Теперь они бьют через каждый час, нарушая тишину парка
мелодичным звоном.
В середине XVII века Осташков был включен в список пограничных с Литвой
и Польшей городов и стал значительным стратегическим центром. В
1651—1653 годах в городе строят новую крепость. Она имела форму
неправильного четырехугольника и располагалась на самой высокой,
северо-восточной, части полуострова, замыкая в себе обе слободы.
Протяженность стен составила 730 сажен, башен было 16, из них 5
шатровых. Только четыре башни были проезжими. Главный въезд в крепость
находился в средней части южной стены. Селижаровская и Псковитинская
башни указывали направления главных дорог к Осташкову. Торговая башня
располагалась у древнего торга, находившегося на восточном берегу озера.
Остальные башни назывались по фамилиям и прозвищам тех горожан, против
дворов которых они стояли. В 1676 году крепость сгорела. Вскоре ее
восстановили, но в 1711 году она вновь оказалась жертвой пожара. До сего
времени от крепости остался «вальский столп», поставленный на месте
Больших ворот в 1785 году.
В конце XVII века на территории крепости возводят два больших храма —
Воскресенскую церковь и Троицкий собор. Самой древней (переделанной)
постройкой во всем комплексе является колокольня Воскресенской церкви
(1689 г.). Стройный восьмигранный кирпичный столп колокольни с ярусом
звона увенчан высоким шатром с оконцами, обрамленными наличниками из
фигурного кирпича.
Церковь строили в 1677—1685 годах. Композиция ее характерна для своего
времени: храм — четверик с пятью главами и двумя рядами узорчатых
кокошников. С востока — алтарная апсида, с запада — трапезная, крытая
сомкнутым сводом, с юга и севера — приделы.
Воскресенская церковь была богато украшена: на барабанах —
аркатурно-колончатые пояски, по фасадам — несколько видов наличников из
фигурного кирпича, превосходный входной портал с каменными резными
«дыньками». К сожалению, перестройки XVIII—XIX веков исказили
первоначальный облик здания, а толстый слой штукатурки скрыл
первоначальное «дивное узорочье».
Плоскости стен стали «сухие», мерно членятся большими окнами и
пилястрами. Над четвериком появились треугольные фронтоны, со стороны
приделов — «приставлены» колонные портики с небольшими фронтонами. Над
трапезной возводят башенки. Все это резко изменило пропорции здания. В
1770 году интерьер был украшен лепниной, сделан новый иконостас, иконы
писал осташковский живописец Яков Михайлович Колокольников.
Здесь же стоит Троицкий собор, построенный в 1697 году и по композиции
схожий с Воскресенской церковью. Как и эта церковь, он неоднократно
перестраивался на протяжении двух столетий. В 1774 году храм украсили
барочной лепниной и росписями. В середине XIX века живопись была
обновлена осташковским живописцем Г. Абабковым. При реставрации собора
была снята поздняя штукатурка, и из-под нее проступили первоначальные
каменные узоры. По сохранившимся следам, по аналогии близких памятников
реставраторы восстановили здание. Теперь в соборе размещается
Осташковский краеведческий музей.
Колокольня Троицкого собора стоит отдельно от храма. До сих пор не
установлена дата ее постройки. Стилистический анализ се архитектурных
форм позволяет утверждать, что она относится к 40—50-м годам XVIII века.
Неподалеку от собора находятся сохранившиеся до нашего времени
гражданские сооружения, относящиеся к концу XVII—началу XVIII века.
Самый старинный дом в Осташкове—жилой дом № 14 по улице Чайкин берег.
Это двухэтажное здание с небольшими, асимметрично расположенными окнами.
Поверхность стен неровная, углы уличного фасада обработаны широкими
лопатками. С западной стороны за высоким деревянным забором виден
перспективный портал, обрамляющий вход в здание. Внутри этого старинного
дома — низкие тяжелые своды.
Напротив Троицкого собора, на улице Печатникова, стоят два дома (№ 5 и №
7) начала XVIII века. Фасады зданий развернуты относительно главной оси
улицы, это еще раз подтверждает, что построены они до перепланировки
города. Дом № 7 чем-то похож на крепость — он большой, суровый и
крепкий. Внизу подклет с узкими окнами бойничного типа. Внутри здания
сохранились своды.
Вплотную к нему примыкает маленький каменный дом № 5. Вероятно, в
прошлом он был хозяйственной пристройкой.
В XVII веке осташковские слободы быстро разрослись, началось выселение
за территорию крепости — на остров Житное и в место Старого Струговища.
Неподалеку от Знаменского монастыря, в слободе Трестьянка, 9 июля 1669
года родился Леонтий Филиппович Теляшин, известный под фамилией
Магницкого. Так его назвал Петр I за способность «притягивать»,
«примагничивать» к себе людей. В 1703 году этим ученым-математиком был
составлен первый на Руси учебник «Арифметика, сиречь наука
числительная». Значение книги Магницкого огромно. В предисловии к
«Арифметике» говорилось: «Будет, сей труд добро пользовать весь люд».
К 50-м годам XVIII века Осташков в экономическом отношении был уже
городом, но юридически продолжал делиться на две слободы.
В 1770 году императрица Екатерина II пожаловала Осташкову титул города.
Осташков стал центром Осташковского уезда Новгородской губернии, а в
1772 году получил герб—щит, разделенный горизонтальной чертой на две
части, вверху был изображен двуглавый орел (символ царского
покровительства), а внизу на голубом поле — три рыбки (символ рыбного
богатства края).
Для управления городом была создана канцелярия, выбран воевода. Для
ведения делами учрежден магистрат, жители записывались кто в купцы, кто
в мещане, приводились к присяге.
Началась регулярная застройка города. Автором генерального плана
застройки Осташкова стал известный русский архитектор Иван Егорович
Старов. План И. Е. Старова отличался большой четкостью. Новая сетка
плана с его подчеркнутой симметрией накладывалась на старые неправильные
по очертаниям кварталы города. Основные магистрали, как и на старом
плане, были ориентированы в сторону озера, с трех сторон окружавшего
город.
Толчком к широкой реконструкции города послужили пожары 1792 и 1799
годов, уничтожившие почти всю старую деревянную застройку. По новому
плану в кварталах центра, на углах и по фронту главных улиц и площадей
располагались каменные постройки, в остальных — деревянные.
Композиционным центром Осташкова являлась торговая площадь с четырьмя
корпусами гостиных дворов, расположенных по сторонам Преображенского
собора.
Строительство велось не только строго по плану, но и по «образцовым
проектам». Интересно ходить по улицам старого Осташкова. Понимая
своеобразный, живой, неповторимый язык архитектуры, можно прочесть
прошлое города. Архитектуру не зря называют «каменной летописью мира».
Дома XVIII века, построенные по «образцовым проектам», относятся к стилю
барокко и делятся на два вида — раннего и позднего барокко. Ярким
примером зданий первого типа является угловой дом по улицам Рабочей и
Евстафьевской. Дом небольшой, двухэтажный, фасады прорезаны окнами с
небольшими наличниками, у самой крыши — ряд «сухариков» и широкая лента
карниза, по углам — филенки. Как правило, архитектурный декор подобных
зданий несложный, все выступающие детали окрашены в белый цвет и
отчетливо видны на ярком фоне стены.
Здания второго типа более живописны и декоративны, в то же время в них
появляются элементы, предвосхищающие новый художественный стиль —
классицизм. Одно из таких зданий — бывшее духовное училище
(Евстафьевская, 38). Это двухэтажный кирпичный дом с небольшими окнами.
Наличники широкие с массивным замковым камнем в центре, простенки между
окнами обработаны рустом и пилястрами, этажи разделены декоративным
пояском. На фасаде — лепнина, выше — дробный ряд «сухариков» и мелко
проработанный карниз. Венчает здание причудливой формы аттик.
Почти ко всем старинным домам Осташкова примыкают большие каменные
ворота. Это не случайно. Строители использовали этот прием для создания
единого архитектурного ансамбля города. В Осташкове сохранились здания
XVIII века, правда, многие из них значительно перестроены в последующее
время.
В начале XIX века в Осташкове начинают строить здания в стиле
классицизма. Дом художников Митиных (ныне улица Володарского, 32) —
самая изысканная постройка в городе. Основу художественного облика дома
составляет четырехколонный портик, отмечающий центр здания.
Формы и приемы новой каменной архитектуры постепенно проникали и в
деревянное городское строительство. Стены обрабатывались пилястрами из
досок и наличников, характерными для каменной архитектуры. Дома
украшались резными мезонинами.
С середины XIX века в архитектуре наступает период ретроспективного
стилизаторства, или эклектики. Одновременно развивается новая
реалистическая тенденция, опирающаяся на достижения строительной
техники. Об этом явлении очень хорошо сказал В. В. Стасов: «Архитектура
имеет два лица — одно смотрит в будущее, другое — назад».
Характерный пример эклектики — трехэтажное кирпичное здание (ныне
Ленинский проспект, 50). Этажи его резко отличны друг от друга. В
верхнем — небольшие прямоугольные окна с наличниками, столь характерными
для раннего барокко. Сдвоенные скругленные окна второго этажа напоминают
окна итальянского дворца эпохи Возрождения.
Во второй половине XIX века в строительстве впервые используются
естественные свойства кирпича. Кирпич небольшой, тщательно обработанный,
кладка безупречная, штукатурка уже не применяется. Сооружения этого
времени нельзя перепутать с какими-либо строениями другого периода
(Ленинский проспект, 46 и др.)
Исключительно важное градостроительное значение имеют Житенный и
Знаменский монастыри, комплексы которых окончательно сложились во второй
половине прошлого столетия. Житенный монастырь обнесен кирпичной
оградой, на всем протяжении обработанной лопатками, филенками, вверху —
поребриком и широкой лентой карниза. Раньше вход в монастырь
располагался на востоке. Здесь в 1768 году была построеяа надвратная
церковь Иоанна Богослова. Трехъярусная, одноглавая, она близка
архитектурным памятникам соседнего старинного города Торопца, где
сложилась своя местная школа зодчества. Композиция здания характерна для
культовых строений XVHI века: нижний ярус — четверик, над ним
возвышаются два восьмерика. Устремленность вверх придают пилястры.
Хорошо прорисованы барочные наличники.
За оградой, на территории монастыря, находится собор (1737 — 1756 гг.),
сильно искаженный переделками. Композиция собора типична для подобных
построек XVII века (архитектура провинции отставала от а рхитектуры
столицы на 50—70 лет). Более того, многие детали фасада имитируют формы
древнерусской архитектуры. На территории располагается также несколько
одноэтажных келий (вторая половина XIX в.).
Знаменский девичий монастырь возник еще в XVII веке, первоначальных
строений не сохранилось. Самое старое сооружение комплекса —
монастырская ограда (1761—1762 гг.) — выходит на центральную улицу
Осташкова. По углам ограды — невысокие восьмигранные башенки. Вход
находился в западной части, над ним — Святые ворота. В 1862 году
монастырь расширили к северу, и в новой части появилась еще одна башня.
Церковь Вознесения имеет свою историю. Кирпичный храм был построен в
XVIII веке. В середине прошлого века он сильно пострадал от пожара,
поэтому церковь отстроили почти заново. Эту работу выполнил осташковский
техник Демидов. Сейчас храм состоит из летнего (холодного) и зимнего
(теплого) храмов. Летняя часть более древняя, она относится к XVIII
веку. Зимний храм более поздний (вторая половина XIX столетия). Особенно
красива Вознесенская церковь издали — хороши ее пропорции, силуэт,
вблизи обилие мелкого дробного декора снижает художественные достоинства
сооружения.
В прошлом Осташков считался городом художников. Об этом повествуют
документы XVIII—XIX столетий. - В «Генеральном соображении» по Тверской
губернии за 1783—1784 годы в разделе сведений о живописцах и иконописцах
значится: «В Твери—11; Вышнем Волочке—8, Ржеве — 2, Кашине — 1,
Осташкове—42...» Известны целые династии осташковских ювелиров,
резчиков, живописцев: Уткины, Верзины, Митины-Потаповы, Волковы,
Колокольниковы, Конягины, Шолмотовы. Талантливые представители этих
династий славились далеко за пределами Осташковского уезда: Живописцы
Макарий Митин-Потапов, Иван Максимов и Дмитрий Львов в 1672 году были
вызваны для написания гербов и персон в «Тйтулярник, или. Описание
великих, князей и великих государей российских» для царя Алексея
Михайловича. В XVIII веке в Царском Селе расписывали дворцы Г. Дерябин и
Г. Уткин. Осташковские иконописцы Колокольниковы много работали для
новой северной столицы. Резчики из Осташкова украшали царские дворцы в
Павловске, Ораниенбауме. Русский путешественник И. Ф. Тюменин писал:
«...Надо заметить, что в осташах замечается какая-то несомненно
художественная жилка. В городе, в убранстве церквей особый своеобразный
характер, влечение к светлому, веселому...»
Красота города привлекала многих русских писателей, художников.
В прошлом веке в Осташкове побывал известный собиратель русских народных
песен Петр Васильевич Киреевский, здесь он записал 27 песен и один
свадебный обряд.
В 60-е годы XIX века в Осташков приезжал великий русский драматург А. Н.
Островский. Очень тепло отозвался он о людях сурового озерного края,
называя их «первыми рыбаками на Руси».
В XIX столетии город Осташков был условно разделен на три части: в
центре — торговая площадь, учреждения, восточный и западный берега
заняты рыбаками, а южный — кожевенными заводами, по всему городу
разбросаны кузни.
Рыбный промысел—самый древний промысел жителей селигерского края. Рыбу
здесь ловили круглый год. Рыбаки надевали непромокаемые кожаные
сапоги—«осташи», на руки—длинные рукавицы из бычьей кожи — «тягухи»,
спереди подвязывали фартук из бычьей кожи, пропитанный дегтем. Улов
отправляли на продажу в Москву, Питер, Тверь. Вырученные деньги отдавали
старшему, который распределял их поровну между членами артели.
Рыбный промысел породил много других: сетевязание, изготовление
керамической оснастки, строительство лодок, кузнечный промысел. С XVIII
века основным производством в Осташкове становится кожевенное. В 1730
году Савиным был открыт первый кожевенный завод. Предприятие быстро
росло, особенно славился завод выделкой красной юфти. Кожи находили сбыт
во многих странах мира.
Владельцы кожевенных заводов Савины стали практически хозяевами города.
Уже в конце XVIII века их фамилия встречается в списке «правителей
города». Савины владели не только кожевенными, но и сахарным заводом,
чугунолитейной и ткацкой фабриками. Они считались «благодетелями»
Осташкова: основали общественный банк. Если кто-то не мог вернуть долг в
банк, должен был отработать у Савиных, в результате чего многие
оказались в вечном долгу у заводчиков.
Картина социальных противоречий в Осташкове была та же, что и во всей
России. И здесь зрел протест против бесправия, невежества и нищеты.
Когда в стране вспыхнула первая русская революция, пламя ее охватило
весь уезд. Осташковские крестьяне жгли постройки богачей, устраивали
общие, собрания и сходки. Становление Советской власти происходило в
трудных условиях. Жертвою кулаков и контрреволюционеров стал
председатель первой сельскохозяйственной коммуны «Борьба» П. К. Кузьмин.
Сейчас одна из улиц Осташкова носит его имя. В те же грозные дни при
столкновении с кулаками, грабившими продовольственные склады, был убит
первый уездный военный комиссар Орловский. Улица, на которой жил
Орловский, названа его именем.
На окраине Осташкова, на полуострове Житное, есть братская могила с
невысоким гранитным обелиском, обнесенная простой оградой. Здесь, на
берегу Селигера, похоронены те, кто отдал свои жизни во имя великих идей
Октября.
1941 год. Черные тучи фашизма нависли над нашей Родиной. Жители
Осташкова, как и весь советский народ, внесли свой вклад в победу над
врагом. В городе были приняты все меры по перестройке промышленных
предприятий и учреждений на военный лад. Все население было мобилизовано
на строительство оборонительных сооружений. На случай оккупации района
был организован подпольный райком партии.
В этих местах действовал партизанский отряд железнодорожников,
командиром его стал М. С. Виноградов, комиссаром — А. А. Седов. Здесь
действовала Вторая Особая партизанская бригада под командованием А. М.
Литвиненко, комиссар — В. И. Терехов. Эта бригада сыграла важную роль в
освобождении Осташковского района от фашистов. Весной 1942 года Вторая,
Особая была переформирована в Третью Ленинградскую бригаду, которую
возглавил А. В. Герман.
Жители селигерского края от мала до велика проявляли чудеса
героизма в период войны 1941—1945 годов. Гордятся осташи своими славными
земляками, которым присвоено высокое звание Героя Советского Союза: это
В. И. Быков, И. М. Жагренков, И. А. Григорьев, К. С. Заслонов, Е. И.
Чайкина, П. И. Корсаков, В. К. Новиков, А. Г. Родин, Н. Е. Соловьев.
Красивые белые теплоходы каждую весну и
лето бороздят воды Селигера. Эти теплоходы носят имена людей, отдавших
жизни за мир на земле, за наше счастье.
В самом красивом месте Осташкова — парке Свободы в 1958 году был
установлен памятник партизанам Великой Отечественной войны. Сюда в День
Победы приходят люди и кладут к его подножию цветы.
Осташков растет и строится.
В городе есть кожевенно-сырьевой завод, швейная фабрика, маслозавод,
рыбозавод, мясокомбинат, хлебокомбинат, пивзавод, различные строительные
организации, несколько средних школ, музыкальная школа, финансовый,
ветеринарный и механический техникумы, профессионально-техническое
строительное училище.
Меняется облик Осташкова. Старая часть города стала своеобразным
архитектурным заповедником. За несколько лет вырос новый микрорайон с
многоэтажными жилыми домами, торговым центром, гостиницей.
Ленинградским институтом проектирования городов разработан генеральный
план развития Осташкова. План предусматривает строительство новых жилых
районов, гостиниц, магазинов, предприятий общественного питания и
бытового обслуживания. В новом микрорайоне на берегу Селигера строится
культурно-просветительный центр с клубом, рестораном, Домом учителя,
городской библиотекой. В этом же районе планируется и площадь для
народных праздников. Рядом с новым центром разместится пансионат на 2000
мест с кинозалом, рестораном, кафе, со спортивным комплексом.
В старой части после реконструкции разместится административный центр.
Старую и новую части города соединит главная улица — широкий бульвар по
набережной Селигера. Вдоль него встанут две гостиницы, водноспортивный
комплекс и лодочная станция, торговый центр и учреждения бытового
обслуживания.
Куксинская Т.В. Город Осташков //
Куксинская Т.В. Селигерские земли: [путеводитель]. – М., 1981. – С.
23-43.
|