НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Миновав ещё впадающую в Волгу реку Иружу и шумный каменистый порог её, где недавно загрязло судно с яблоками, плывшее в Тверь, рано поутру приплыли мы в Старицу. Вообще все города на Волге, даже самые небольшие, кажутся многолюдными, когда подъезжаешь к ним водою: народ толпится на берегах, конные и пешие теснятся к парому, разноцветные одежды мужчин, а в праздничные дни блестящие флёровые фаты, парчовые платья и жемчужные головные уборы женщин, гуляющих по берегу, составляют приятную для глаз картину. Притом же пристани наполнены судами, на которых беспрестанно движутся шумные толпы работников. Торговые города оживотворяются промышленностию: в них везде видна жизнь и деятельность.

Старица довольно большой, по обеим сторонам Волги расположенный городок. Строение в нём почти всё каменное или на основании из белого камня. – Мы вошли в новую церковь, которую назавтра собирались освящать. Архитектура в ней очень хороша, резьба прекрасная; но живопись не соответствует прочему украшению. Если бы не блеск свежих красок, можно подумать, что иконостас писан за несколько сот лет. Ласковый архитектор, случившийся тут, объяснил нам загадку, сказав, что иконы писаны нарочно старинною кистью для того, что прихожане-старообрядцы отчурались бы от церкви, увидев святых, написанных по нынешним образцам. – В 1598 году Борис Годунов, желавший чем ни есть оправдать себя пред потомством, воздвигал в разных местах великолепные здания: в Москве вознёсся к облакам Иван Великий; Смоленск оградился стенами. В то же время на основание сих высоких стен белый камень вожён был из Старицы.

В одной каменной горе в Старице насчитали мы до двадцати кузниц. Пылающие горны, вылетающие столпы искр и звонкий стук разнозвучных молотов напоминает баснь о циклопах и бессмертные стихи Вергилия.

Заглянули в древний Успенский монастырь; там погребены на особенном кладбище несколько особ из фамилии Тутольминых. Над каждою могилою воздвигнут памятник. Два из них отличаются от прочих: один имеет вид большого усохшего дерева, на котором число сучьев соответствует числу родословных ветвей; другой представляет купидона, погашающего пламенник жизни. Этот последний надгробник приводит на память прекрасное мнение древних о смерти. Они воображали её прелестным ангелом, одетым в сияние светлых радуг, который с улыбкою является долголетним старцам и тихо угашает догорающую свечу жизни. Впоследствии мрачное воображение, может быть, для того, чтобы рассорить людей с гробом, выдумало изображать смерть в виде безобразного остова с ужасною косою.

На правом берегу Волги, против города, видны развалины древнего монастыря. Молва народная говорит, будто бы есть там подземный путь, которым можно пройти под водою на другой берег Волги…

Глинка Ф. Н. Письма к другу / Сост., вступ. ст. и коммент. В. П. Зверева. – М.: Современник, 1990. – (Б-ка «любителям российской словесности». Из литературного наследия).

* * *

…В 5 часов приехали в Старицу. Смотрели вал и устроенные в нём кузницы, говорили с стариком, кузнецом. В Волге стали попадаться белорыбицы. Каменоломни. Предание о Ив[ане] Вас[ильевиче] Грозном. Поехали в 9-м часу…

Островский А. Н. Дневник путешествия по Волге 1856 г. // Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. – М.: ГИХЛ, 1952. – Т. XIII. Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843–1886.

 

<< Старица
<< А.Н.Островский