НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

УДОМЕЛЬСКОЕ РАЙОННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЧАЙКА"

Мария Ефимовна Гвоздева

Мария Ефимовна ГВОЗДЕВА родилась в 1950 году в Кемерово. С 1956 года ее семья жила в Калужской области. В 1974 году, после окончания Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева, по распределению Мария Ефимовна была направлена в г. Орджоникидзе. Затем работала инженером на Вышневолоцком стекольном заводе. В 1981 году переехала в Удомлю. В настоящее время – редактор муниципального радиовещания. Мария Ефимовна считает: «Нельзя быть равнодушным и проходить мимо чужой беды и боли». Заместитель председателя литобъединения «Чайка». Талантливый организатор и активный участник всех мероприятий объединения. Член Союза журналистов России.

Храм во Млеве

Удомельский край интересен своей историей и культурой. Особую ценность представляют православные Храмы, которые потихоньку начали возрождаться из забвения и разрухи. Каждый из них по-своему уникален: архитектурой, росписями, историей создания и даже легендами.
Один из таких возрожденных Храмов расположен во Млеве, теперь небольшом, всего на 20 жителей, селе. А ведь когда-то здесь кипела жизнь, рядом проходили торговые пути, и шумела в давние времена новгородская ярмарка, где было до 300 торговых точек, включая и восточных купцов. До сих пор на этом месте археологи находят старинные монеты и украшения.

Отец Владимир (Сафронов) приехал в Удомельское благочиние в 1999 году по приглашению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и по рекомендации благочинного Удомельского округа игумена Аркадия.
До 2000 года служил в Удомле в деревянном Храме Новомучеников и исповедников Российских, находившемся на ул. Полевой. В 2000 году был рукоположен и служил в шести храмах: в Котловане, Фирове, Фировском районе (Церковь Рождества Богородицы), в Удомле, Сельце Карельском и во Млеве.
В те годы в нашем благочинье, куда входит и Фировский район, были лишь два священника: отец Аркадий (до пострижения в иеромонахи носивший имя отец Алексей) и отец Владимир. Поэтому и приходилось проводить службы в разных храмах. Затем, когда владыка Виктор предложил священнику определиться с постоянным местом службы, отец Владимир выбрал именно Млево. С тех пор здесь живет и служит в Спасо-Георгиевской церкви, окончательным сроком построения которой считается 1848 год.
В Удомельский край отец Владимир приехал из Зелиноградска Калининградской области, где служил в Храме апостола Андрея Первозванного вместе с его настоятелем отцом Аркадием. Именно его считает отец Владимир своим наставником.
С благословения отца Аркадия он стал священником. Вместе с матушкой Алевтиной отец Владимир живет в обычном деревенском доме, держит кур, сажает огород. Кстати, половина участка засажена цветами, которыми постоянно украшается Храм. Церковь потихоньку реставрируется, и здесь даже случаются чудеса.
О жизни сельского священника, его заботах о возрождении Млевского Храма мы беседуем с отцом ВЛАДИМИРОМ.
- Отец Владимир, Вы были военнослужащим – 21 год радистом в Военно-Морской авиации. Что привело Вас в священнослужители?
- Военная служба не мешала мне ходить в Храм. Моим духовным наставником стал о.Аркадий. Вначале я просто помогал ему во время службы. А потом остался служить Церкви и Богу навсегда. Отец Аркадий открыл мне новые истины, научил не только любить Храм, относиться к своим обязанностям так, как полагается каждому священнику, но и открыл во мне более глубокие духовные чувства – это то чувство любви, которое невозможно описать словами, а можно лишь ощущать.
- Расскажите немного о себе и своей семье.
- Я родом из Калининградской области. С матушкой Алевтиной знаком с детства. Мы давно вместе, у нас двое детей. Мой сын тоже стал священником и сейчас служит в Калининградской области. Дочь в Калининграде работает психологом.
- Отец Владимир, поговорим о Млевском Храме и его реставрации.
- Наш Храм замечательный не только архитектурой и древностью, но и своей историей. Считается, что первоначально стоявшая на месте сегодняшней деревянная церковь была постройки 1050 года. Княжна Ольга плыла по судоходной в те времена реке Мсте и ставила погосты. А уже на их месте местные князья и бояре возводили Храмы. Наша первоначальная деревянная церковь была трехпрестольная, с главным пределом Георгия Победоносца. Таким Храм простоял восемь веков. Затем усердием жителей дер. Пуйга (сейчас она относится к Вышневолоцкому району) были собраны средства на строительство нового, каменного, Храма. Строили его своими силами около 25 лет. Причем, службы в старом деревянном Храме ни разу не прекращались. По проекту архитектора, каменная церковь должна была состоять из двух престольных частей: зимней (отапливаемой) и летней.
Когда через 11 лет был построен зимний каменный Храм и в нем начались службы, на месте старого деревянного началось возведение второй половины каменного Храма, летней части. Так был построен шестипрестольный Спасо-Георгиевский Храм, сохранившийся до наших дней с пределами Георгия Победоносца, Великомученицы Варвары, Успения Божией Матери – в зимней части, и Ильи Пророка, Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Нерукотворного образа – в летней. По милости Божией, Храм никогда не закрывался. Со времени строительства службы в нем не прекращались ни в какие времена.
Многие из служивших в Храме священников были сосланы в лагеря и тюрьмы. Некоторые расстреляны, причем, были случаи, что сразу за оградой Храма. Брат Удомельского святого великомученика Димитрия Беневоленского служил в этом Храме. В годы репрессий он был сослан в лагерь политзаключенных, сидел в Котласе, но потом вернулся, правда, уже с покалеченной ногой, и продолжил служение в Храме. Сохранились обернутые и подписанные его руками Евангелия, а также записи, в которых изложена его краткая биография и другие сведения.
Интересен еще один факт. Иоанн Кронштадтский побывал во Млевском Храме и подарил свое облачение: набедренник, епитрахиль и филонь из черного бархата, расшитые цветными шелковыми нитями и серебром. Сказал, что Спасо-Георгиевский Храм во Млеве не закроется до второго пришествия Иисуса Христа.
Пророчество его вселяет уверенность в будущее. Идут работы по реставрации. В 2001 году чудесным образом были приобретены колокола. Их перезвон, собирающий на службу, слышен за пять-шесть километров от Храма. В 2003 году крышу церкви перекрыли оцинкованным железом. Его ушло 12 тонн. В этом году заменили полностью окна на пластиковые стеклопакеты. Представьте себе объемы: это 35 окон, из которых 28 внизу высотой 3-3,15, а шириной 1,5-2 метра! Хотели сделать внутри и снаружи реставрацию: отштукатурить и обновить фрески. Но когда стали смотреть с архитекторами фасад и фундамент, то он оказался ниже уровня земли на 30-40 см. Поэтому пришлось выбирать грунт, вывозить его, делать подсыпку. В результате открылись первоначальный фундамент и отмостка: из небольших аккуратных булыжников. Камни вручную отмыли и вновь уложили в отмостку вокруг Храма. Сделали из булыжников и водоотводы. Получилось красиво. С разрешения родственников, убрали старые некрасивые оградки, а могилки возле Храма также выложили булыжничками. Наружная реставрация рассчитана на четыре года. Надеемся, что Господь поможет достать средства на эти цели. Хотелось бы отштукатурить и покрасить стены, вернуть на них первоначальные фрески.
Еще проблема в том, что просели колонны у входов, и под ними нужно менять фундамент, а также отремонтировать все три крыльца. И только после этого можно будет штукатурить стены. Надеюсь, постепенно все будет сделано. Есть и еще одно желание: вернуть в церковь те два колокола, весом 1,5 и 2 тонны, которые висели здесь раньше. Их звон был слышен даже в Вышнем Волочке. Во времена, когда рушили Храмы, колокола сняли и повезли на переплавку. Это было зимой. Когда перевозили через озеро, лед не выдержал, колокола, проломив борт машины, ушли под воду. Господь не дал надругаться над ними. Так колокола сохранились, но где лежат, на дне какого озера, я, к сожалению, не знаю. Есть люди, которые готовы достать их для нашего Храма. Быть может, найдутся и те, кто знает, где утонули колокола?! Будем молиться, чтобы Господь нам помог…
Сейчас в небольшой церковной звоннице находятся шесть маленьких колоколов, которые созывают прихожан на службу. Их звон слышен на Мсте и в Городище.
- Как долго строился этот Храм?
- Храм строился 25 лет. Это очень небольшой срок. Строительство началось в 1824 и окончательно завершилось к 1849 году. Но уже через 11 лет начали функционировать первые три предела зимнего Храма.
- Есть еще одно предание, связанное с вашим Храмом, – это могила Марфы Посадницы. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- Нам известно из истории, что когда князь Московский хотел присоединить Новгородские земли к Москве, чтобы пополнить свою казну, новгородцы подняли восстание под предводительством Марии Борецкой. Она была посадницей в Великом Новгороде. Но князья Торжка и Твери в последний момент отказались идти против царя, тем самым ослабили войско, и восстание новгородцев было подавлено. Двести бояр и князей вместе с Марией Борецкой (Марфой Посадницей) были закованы в кандалы. Их везли по реке Мсте на суд в Москву. В пути Марфа заболела, и ее заточили в погребах мужского Млевского монастыря. Он находился раньше неподалеку от моего дома. Сейчас на этом месте пустырь. Через 12 лет после своего заточения Марфа скончалась. Монахи похоронили ее на левом берегу Мсты, на погосте Храма Пресвятой Троицы. Но князь Московский повелел, чтобы от нее не осталось даже праха в назидание потомкам. И монахи вынуждены были тайно, по подземному ходу под рекой Мстой, соединяющему мужской монастырь с Храмами Пресвятой Троицы и Спасо-Георгиевским, перенести и захоронить тело Марфы на погосте Млевской церкви без всяких обозначений. Плиту, которая лежит сейчас на месте ее погребения, случайно нашли два крестьянина. Они, копая могилу для своей матери, наткнулись на плиту, которую вынули на поверхность. Затем докопали до склепа из гранита темно-красного цвета. Размеры камней склепа 90х90х90 см. Крестьяне испугались и закопали все обратно. Лишь через 11 лет, в 1826 году, они признались священнику в том, что нашли какое-то захоронение. С того момента плита находится наверху над склепом в земле, где захоронена Марфа Посадница. На этом месте два года назад с помощью руководства и рабочих ГЭМа мы привели в порядок могилу Марфы Посадницы и возвели над ней беседку.
Хочу сказать, что историки утверждают, будто Марфа Посадница захоронена на Новгородской земле. Но ведь Млево - это и есть бывшая Новгородская вотчина.
- Скажите, правда ли, что те, кто прикладывается к плите Марфы Посадницы, молится, просит у нее помощи и защиты, – исцеляются? Причем, говорят, что надо обязательно трижды сказать: «Марфа, крепкая духом, помоги мне» и оставить на плите медные монетки…
- Несмотря на то, что Марфа Посадница не канонизирована, очень многие приезжают на ее могилу, прикладываются к плите и исцеляются. Знаю примеры исцеления даже от онкологических заболеваний. Одна жительница Удомли, у которой была опухоль, попросила меня: «Батюшка, можно я лягу на плиту?». Я ответил: «Делай что хочешь, если считаешь, что тебе это поможет». Она легла, приложившись крестом, на плиту и усердно помолилась. Через две недели, радостная, позвонила мне и сказала: «Батюшка, сегодня подтвердилось, что у меня все прошло, нет болезни…». Хотя раньше, я знаю, результат анализа был другой.
Марфа Посадница помогает не только в исцелении от болезней, но и в решении разных проблем: житейских, семейных, производственных. По любым вопросам, с которыми люди обращаются, припав к плите, и искренне помолившись, Марфа всегда помогает. Но надо, чтобы те, кто к ней обращается и получает просимое, всегда благодарили за это Господа. Тем, кто об этом забывает, Марфа Посадница жестоко мстит. Она была справедливая, но суровая. За это ее новгородцы уважали, почитали и после смерти мужа избрали Новгородской Посадницей.
- Кто еще из известных людей захоронен рядом с Млевской церковью?
- Здесь есть захоронения родственников Д.И.Менделеева – Любских (дяди, деда, двоюродной сестры ученого). Могилы эти мы сейчас благоустроили.
- А как с другими захоронениями? Планируете ли вы их также привести в порядок?
- К сожалению, на все не хватает сил и времени. Хотя мне, по возможности, помогают школьники со Мсты и Городища. Мы спилили старые больные деревья, убрали заросли.
- Как часто в Храме проходят службы?
- Служим по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. Кроме того, я обслуживаю 18-20 деревень, где нет попечения. Я их объезжаю. Там живут старенькие жители, ради которых я и остался во Млеве. Мы собираем их в избе, где побольше места, и служим молебны и панихиды, исповедуем и причащаем.
Сейчас в Копачеве освятили заброшенный дом. Сделали в нем небольшой престол и теперь здесь появилась своя домовая церковь, где проходят литургии, таинство крещения. Люди довольны, т.к. им не надо никуда ездить.
- Какие чудеса происходят в Храме?
- Через два года после того, как я начал служить в Спасо-Георгиевском Храме, здесь стали обновляться иконы. Проявляются лики. А началось все с двух старых икон на деревянной основе. Я убрал их в летний Храм, чтобы, когда появятся средства, отдать на реставрацию. Весной, когда мы открыли летнюю половину Храма, то увидели, что иконы, с Божией помощью, проявились яркими красками. Много икон у нас сейчас подобным образом обновляется. Прихожане это замечают. Господь видит, что у нас нет средств на реставрацию, и помогает нам.
Больше всего в нашем Храме почитается Казанская икона Божией Матери. Там всегда горит неугасимая лампада. Почитается Иверская Икона Божией Матери. Вспоминаю о чуде, произошедшем возле нее. Две прихожанки из Москвы молились, стоя на коленях, за своих родственников. И, вдруг, в начале молебна, который я вел, лампадка перед иконой стала раскачиваться, как маятник. Мы остановили ее, но колебания лампадки вновь возобновились и продолжались до окончания молебна. Только после моего возгласа: «Аминь!», - лампадка вдруг резко остановилась.
Сподобились мы с моей матушкой услышать в Храме и ангельское пение. Впервые это случилось в 2003 году. Местный доктор попросил меня отслужить молебен об его больном сыне. Открыв Храм, мы с матушкой вдруг услышали красивое пение мужского хора на греческом языке. Звучала литургия (подобная запись есть у меня на аудиокассете). Мы замерли и не знали, что делать. Стояли и слушали. Минуты через четыре пение стало плавно затихать. Когда мы зашли в летний Храм, то никого не увидели. Значит, это пели ангелы. Выходит, когда нет службы, в Храме служат силы небесные и молятся за нас.
В 2004 году, на Духов день, люди, проходившие мимо Храма вечером, около 22 часов, видели свет в летнем Храме и тоже слышали пение мужского хора. Наутро провожавшие их к поезду местные жители спросили меня, почему так поздно была служба? На что я ответил, что электричества нет (его провели в Храм только во второй половине 2005 года) и что хора мужского тоже нет. Причем, звук был слышен очень далеко от Храма. Это пение человек воспринимает своим слухом, разумом, душой, ощущает, что идет служба небесная. После того случая местные жители стали мне признаваться, что, проходя мимо Храма, они не раз видели свет, слышали пение и думали, что там идет служба. Зная, что священника в этот момент в Храме нет, боялись признаваться в этом, думая, что им не поверят.
Вот так Господь показывает нам чудеса, чтобы мы более укрепились в вере и поняли, что Бог говорит нашим сердцам: «Идите, спасайтесь!».
- Отец Владимир, хочется пожелать, чтобы в церковь во Млеве больше приходило людей. Куда им обращаться, чтобы совершить в таком намоленном Спасо-Георгиевском Храме таинства венчания, крещения или отслужить специальный молебен?
- Обращаться можно ко мне по телефонам 8-910-649-45-15 или 7-31-08, или приехать самим во Млево, дом 46.
Спаси и сохрани всех нас, Господи! Я буду рад видеть в нашем Храме больше людей!
После посещения Спасо-Георгиевского Храма и общения с о.Владимиром и его матушкой в душе остались свет и тепло. Хочется чаще бывать в этом Храме. Да и добираться до него не так уж трудно: доехать поездом до Мсты, который идет из Удомли около 11 часов утра, а там и до Млева недалеко – около 7 км по старой грунтовой разбитой дороге. Можно позвонить отцу Владимиру, и он постарается встретить на Мсте, если заранее договориться.
Может быть, кто-то поможет сделать получше дорогу до Млевского Храма?
Нам всем сейчас так нужны вера и надежда, любовь к ближнему! И тогда легче будет жить, растить и воспитывать своих детей...

<< Удомельское районное литературное объединение "ЧАЙКА"