Анна Ильинична Хоментовская
(1881-1942)
Б. С. Каганович
Анна Ильинична Хоментовская (урожд. Шестакова) родилась 1 октября 1881 г. в Ростове-Ярославском в семье артиллерийского офицера, ставшего впоследствии генералом. Вскоре семья переехала в Петербург, где Анна Ильинична закончила гимназию и в 1899 г. поступила на физико-математический факультет Бестужевских курсов. В 1902—1903 гг. она серьезно увлеклась нелегальной литературой и революционными идеями и в январе 1904 г. ушла из семьи, начав зарабатывать на жизнь уроками и переводами. В частности, ею была переведена «драма для чтения» Флобера «Искушение Св. Антония» (1906). Тогда же А.И. Хоментовская открыла для себя Стендаля, который сыграл, по-видимому, известную роль в ее обращении к темам итальянского Возрождения.
В 1907 г. А.И. Хоментовская окончила физико-математический факультет. Спустя четыре года она поступила на историко-филологический факультет тех же Бестужевских курсов. Она училась у известных профессоров: занималась в семинарах И. М. Гревса, посвященных Флоренции и Данте, а также в семинаре Э.Д. Гримма по «Государю» Макьявелли; новую историю, начиная с эпохи Возрождения, слушала у Е.В. Тарле.
В последние годы пребывания Хоментовской на курсах преподавательницей их стала О.А. Добиаш-Рождественская, с которой у нее установились дружеские отношения.
Большое впечатление на А.И. Хоментовскую произвели также труды акад. А.Н. Веселовского, одного из основателей научного ренессансоведения, положившего основу изучения его в России. Одновременно она серьезно занялась историей искусства.
В 1916 г., по окончании Бестужевских курсов, А. И. Хоментовская была оставлена при кафедре всеобщей истории для подготовки к профессорскому званию. «И ту и другую революцию я встретила как исторически должное и неизбежное», - писала она спустя четверть века в «Пройденном пути». В 1918-1919 гг. А.И. Хоментовская служила в архиве и одновременно сдавала магистерские экзамены в университете, с которым слились тогда Бестужевские курсы. Готовясь к экзамену по русской истории, она написала большую исследовательскую работу «Н. Г. Чернышевский и подпольная литература начала 60-х годов», в которой дала углубленный анализ социально-политической программы и тактики Чернышевского, а также его литературной манеры и пришла к выводу о принадлежности Чернышевскому известного воззвания «К барским крестьянам» и о причастности его к прокламациям «Великорусса». Работа эта была высоко оценена на экзамене проф. А.Е. Пресняковым, особенностью школы которого являлось именно применение строгих и точных критических методов медиевистики к анализу источников нового и новейшего времени. Большинство выводов А.И. Хоментовской было принято авторитетными историками русского революционного движения. Таким образом, она вписала свое имя и в историографию общественной жизни в России.
В 1920-1923 гг. А.И. Хоментовская состояла доцентом Петроградского университета, который вынуждена была покинуть в связи с ликвидацией историко-филологического факультета университета в результате насаждавшегося тогда М.Н. Покровским курса на свертывание преподавания истории. В 1921-1928 гг. она читала по совместительству курс искусства итальянского Возрождения в Институте истории искусств.
В 1923 г. в биографической серии «Образы человечества», выходившей в издательстве Брокгауз-Ефрон, была опубликована небольшая книга А.И. Хоментовской «Кастильоне, друг Рафаэля». Знаменитый ренессансный «джентльмен» трактован здесь на фоне итальянской истории и культуры рубежа XV и XVI вв. Ярко и интересно описан в книге урбинский двор, с которым был связан граф Кастильоне. «Придворный салон, одно из порождений аристократической культуры Ренессанса», восходит, по словам А.И. Хоментовской, к «кружку Декамерона, где общество благородных дам и юношей, убегая от чумы в пригородную виллу... коротает свой досуг за рассказыванием новелл, которые дают повод к переоценке ценностей в области морали».
Человеческий идеал Кастильоне А.И. Хоментовская реконструирует на основании его «Книги о придворном» как разновидность ренессансного идеала «универсального человека» (homo universale), гармонически развивающего «все потенции тела и духа». «В реальной личности Кастильоне присутствуют все эти элементы культуры Возрождения: и рыцарство, и классическая древность, и платонизм, и народность», - полагает автор. Последняя глава книги дает Кастильоне в реальной жизни в его поздние годы: дипломата при папском дворе и участника антипротестантской полемики, не гнушавшегося апеллировать к инквизиции.
Несмотря на популярную форму, книжка эта была высоко оценена как исследовательская работа О.А. Добиаш-Рождественской и Е.В. Тарле.6
Одновременно была опубликована статья А.И. Хоментовской о Стендале. «Бонапарт, Стендаль и его творение Жюльен Сорель - они все отчасти одной породы, породы честолюбцев в эпоху великих возможностей [...], — пишет она. — Революция и Империя вырастили во Франции новую породу людей. Социальная буря и великие войны вызвали и закалили в новых поколениях новые силы, которые находили питание и могли расти [. ..]. Они подняли мятежные страсти, они пробудили волю к власти. Свое символическое выражение они нашли прежде всего в том великом кондотьере, том principe nuovo, в котором история захотела воплотить того, кого лелеяло воображение Макьявелли [...]. Между Империей и Ренессансом в Италии есть эти точки соприкосновения... Можно утверждать, что у Стендаля есть сознательный и бессознательный культ воли, воплощавшийся в макьявеллиевской Италии в понятии virtu. Этот термин ему незнаком, но сущность ему сродни». Как видим, эпоха Возрождения была для Хоментовской своего рода школой «исторического реализма» и индивидуалистической психологии.
Для понимания научных позиций А.И. Хоментовской представляют интерес ее статьи «Итальянский гуманизм в современной историографии (1890—1914)» и «Источниковедение искусства в современной постановке» В последней она, в частности, возражала против негативной оценки-гуманизма в «Истории научной литературы на новых языках» Л. Ольшки, считавшего, что он не меньше, чем схоластика, является антиподом новой науки. «На самом деле, — замечает А.И. Хоментовская, — гуманизма как критической силы он не знает, не знает его как творца новых форм и посредника с античностью, не понимает, что без этой стадии не было бы и научной литературы на новых языках».
Как самостоятельный и вдумчивый исследователь эпохи Возрождения выступает А.И. Хоментовская уже в очерке «Лука времен купеческой династии Гвиниджи», в котором она воссоздает красочный быт этого итальянского города в XV в., как он отражен в хронике Серкамби, по ее словам, — «реалиста с купеческой складкой ума, хорошего хозяина с привычкой к коммерческому расчету, с внимательным отношением к вещи как товару». Это не только единственная работа о Лукке в нашей исторической литературе, но и одно из первых исследований, но существу предвосхитивших современные труды «историков повседневности».
Вынужденная расстаться с университетом, с 1925 г. на протяжении десяти лет А.И. Хоментовская заведовала библиотекой и архивом наблюдений Главной Геофизической обсерватории, совмещая службу с очень интенсивной научной работой. Здесь пригодилось ее математическое образование. Но она не расставалась и с исследованиями в области истории. В эти годы ею был опубликован, в частности, обзор так называемой «Флорентийской елки» — пестрого и довольно разношерстного собрания книг, гравюр и рисунков XVII — XIX вв., которыми в 1880-е годы регулярно одаривал к Рождеству Публичную библиотеку живший во Флоренции русский коллекционер И.Е. Бецкий.
Большим событием для А.И. Хоментовской была научная командировка в Италию. «Ее путешествие в Италию в 1927 г., — вспоминала дружившая с А.И. Хоментовской историк Е.Ч. Скржинская, — когда она, глядя на меня своими блестящими и необычными глазами, говорила: „...и еду я туда, когда мне уже 45 лет!", — было не только плодотворно по работе, но и наполнило ее до краев тонко и глубоко воспринятыми образами красоты как в искусстве, так и в природе».
В ходе своих занятий А.И. Хоментовская обратила внимание на известный ренессансный роман «Борьба сна и любви у Полифила» (Hypnerotomachia Poliphyli), вышедший анонимно в Венеции в 1499 г. Большинство исследователей приписывали авторство доминиканскому монаху Франческо Колонна. Хоментовская назвала в качестве возможного автора имя веронского гуманиста, типографа и алхимика Феличе Феличано (1432—1480), в чем, по ее словам, «убеждают не только признаки хронологические и территориальные, но и замечательный ряд совпадений по линиям языка, синтаксиса, литературных форм, эпиграфики, художественных традиций, техники и оккультных наук». Работа А.И. Хоментовской была опубликована во Флоренции на французском языке. Согласно отзыву О.А. Добиаш-Рождественской, «автору пришлось придвинуть к полю зрения своей аргументации всю совокупность разнообразной полноты научных представлений Ренессанса: космологических, астрономических и астрологических, всю полноту „фаустовских" идей эпохи. Ей пришлось войти в тончайшие оттенки стиля и языка, эстетики и риторики эпохи. Ее построение глубоко, оригинально и убедительно, им вправе гордиться советская наука».
С марта 1935 г. А.И. Хоментовская, беззаконно высланная из Ленинграда, в течение двух лет жила в Саратове, где служила в университетской библиотеке. Здесь ею была завершена предлагаемая ныне читателю работа многих лет, которую сама она считала главным трудом своей жизни, — монография «Итальянская гуманистическая эпитафия, ее судьба и проблематика (1300—1550 гг.)». Мировоззрение и мироощущение гуманистов, как они выразились в этом своеобразном жанре, который заставил ее задуматься над тем, «насколько условна в своих формах всякая историческая культура», — вот тема А.И. Хоментовской. Первоначально она формулировала ее для себя шире — «как умирали люди Возрождения» — и лишь потом, в процессе работы, решила ограничиться эпиграфическими материалами.
А.И. Хоментовская весьма углубленно изучила эпиграфическую технику и поэтику эпитафии-надписи, античные и средневековые прецеденты ренессансных эпитафий (ее постоянным консультантом по этим вопросам был крупнейший специалист в области античной эпиграфики акад. С.А. Жебелев, который «вынес впечатление, что в ее лице наука имеет дело с очень крупным ученым-исследователем»). А.И. Хоментовская прекрасно характеризует самое существо жанра: «Эпитафия есть окончательная и сознательная кристаллизация причитания, продукт уже старой и утонченной культуры, порождение желания сохранить следы этого плача вместе со следами того, кем он был вызван. Скорбь — самая непроизвольная, самая непосредственная и сильная эмоция, но и она во всяком обществе вводится в рамки, складывается в некий ритуал. Ее столько же надо оценивать в ее стихийности, сколько увидеть на узде обычая, идеологии и культуры». Читая эту великолепную формулировку, трудно не вспомнить современных ей призывов знаменитого французского историка Люсьена Февра писать «историю чувств».
А.И. Хоментовская не идеализирует гуманистов как социальный и человеческий тип. «Профессиональный пафос гуманиста слишком часто шел рука об руку с близоруким общественным эгоизмом и безразличием клиента, который легко меняет патронов», — пишет она. Но это не заслоняет для историка великой революционной роли Возрождения. «На одной из воскрешенных гуманизмом „античных форм пафоса" этот гуманизм [...] открылся перед нами не как рождение классической филологии, а как „кипение человека" в рецепции классического наследия и борьбе за освобождение мысли и воли на путях к нормам новой человечности, которая и на гробовой доске ратует за право жизни против смерти», — этими словами заключает А.И. Хоментовская свою работу. Сказать, что эта работа глубокая и блестящая, — мало. «Такого исследования не знает зарубежная историческая литература, — писал еще четверть века назад В.И. Рутенбург. Так обстоит дело и сегодня.
К «Гуманистической эпитафии» в известном смысле примыкает посмертно опубликованная статья А.И. Хоментовской «К истории книги и библиотек по завещаниям гуманистов и ученых итальянского Возрождения (1320—1574 гг.)». «Несмотря на предъявляемые к завещанию точные формальные требования и нотариальную скрепу, оно в эпоху Возрождения не стало еще актом-трафаретом, а являлось „человеческим документом", приближаясь иногда к исповеди. Вместе с тем типическое завещание представляет собой некий горизонтальный разрез, по которому можно одновременно учесть экономическое и социальное лицо завещателя, господствующие тенденции семейного права, религиозные верования, материально-бытовую обстановку, круг друзей и связей. Со всех этих точек зрения было бы полезно изучить завещания граждан разных классов, групп и категорий», — писала А.И. Хоментовская. Таким образом, эта статья является до известной степени дальнейшим развитием того исторического исследования повседневности, который наметился в ее работе о Лукке времен Гвиниджи.
В современной, особенно французской, науке очень популярны работы, посвященные восприятию смерти европейским человеком в различные исторические и культурные эпохи. Смерть как социальный факт, погребальные ритуалы, завещания, надгробия, эсхатологические представления, иконография — все это стало предметом тщательного изучения в аспекте исторической психологии. А.И. Хоментовская, несомненно также предварила эти интересные современные изыскания.
В 1937 г. деятельность А.И. Хоментовской была прервана на три года: она вновь стала жертвой беззаконий тех лет. Освобожденная в 1940 г. из лагеря в связи с прогрессирующей болезнью, но лишенная права жить в больших городах, А.И. Хоментовская поселилась в Вышнем Волочке и, несмотря на тяжелую болезнь, почти сразу же возобновила научную работу. Здесь ею была написана книга о Лоренцо Балле.
Историю мысли Баллы Хоментовская воссоздает в неразрывной связи с историей его жизни. Папский Рим XV в., где родился и умер Балла, неаполитанская культура времен короля Альфонса Арагонского, гуманистическое движение первой половины XV в. с разными его оттенками и «диссонансами» обрисованы ею выразительно и с большим внутренним изяществом. А.И. Хоментовская внимательно проанализировала филологические, исторические, теологические и риторические аргументы Баллы в его знаменитом памфлете «О вымышленном и подложном даре Константина» и пришла к выводу, что мы имеем право считать Баллу ведущим представителем «критического гуманизма» и основоположником современной исторической критики.
А.И. Хоментовская дает блестящий портрет Баллы — человека конкретной эпохи, определенной социальной группы. «Логическая смелость находила опору и в циническом складе его ума, который одинаково обнаруживается в произведениях и личном его поведении на протяжении всей жизни. Этот цинизм есть появление того скепсиса в моральных вопросах и житейских делах, который сопутствует власти денег и разложению нравов переходной эпохи [...]. В личном поведении Лоренцо Балла является куриалом, который усвоил себе раз и навсегда, что в курии все продажно». «При всем практическом примиренчестве и житейском цинизме, свойственном его веку, веку ранней итальянской буржуазии, он твердо и без оговорок в решительные моменты поддерживает свои основные выводы». «Противоречия в облике Лоренцо Баллы — противоречия между творчеством и послужным списком, между беспощадной смелостью мысли и уклончивостью тактики — не могут исказить внутреннего его единства», — заявляет А.И. Хоментовская.
Рекомендуя работу А.И. Хоментовской в 1941 г. к изданию, академик Е.В. Тарле писал: «Анна Ильинична Хоментовская давно пользуется среди советских историков почетной и вполне заслуженной репутацией лучшего в настоящее время у нас знатока эпохи Возрождения и итальянского гуманизма. В настоящее время она закончила в самом деле замечательное исследование о Лоренцо Балле, знаменитом разрушителе одной из фальсификаций, созданных римской церковью [...]. Работа Хоментовской является прекрасным научным отпором всем попыткам исказить характер исторического дела, им совершенного. Должно пожелать, чтобы эта серьезная монография талантливой советской исследовательницы поскорее увидела свет». Издать эту книгу удалось, однако, только в 1964 г.
В Вышнем Волочке А.И. Хоментовская написала также большую статью «Гуманистическая школа в Италии эпохи Возрождения», которую Е.В. Тарле, направляя в журнал «Советская педагогика», аттестовал как «серьезное научное исследование и прекрасную научно-популярную работу, изложенную живо и интересно». Статья опубликована не была, и рукопись ее, по-видимому, не сохранилась.
В последние месяцы своей жизни, «в почти пустом городишке, в доме с заколоченными окнами, снова оторванная от всех близких, под пролетающими германскими самолетами» А.И. Хоментовская дописала многократно цитированные нами воспоминания «Пройденный путь» — памятник несломленного духа и ценный исторический документ.
Анна Ильинична Хоментовская умерла 3 октября 1942 г. в селе Островно Удомельского района Калининской [Тверской] области, куда ее незадолго до смерти привезла ее племянница, агроном.
Е.Ч. Скржинская говорила об А.И. Хоментовской в кругу друзей, собравшихся почтить ее память: «Первое, что я почувствовала после беседы с ней, — то самое, что чувствовала в эти последние дни, перебирая ее рукописи, — что она — очаровательная умница, человек с неизменно ощутимым движением мысли, оригинальной, последовательной, строгой и в то же время красивой, доставляющей наслаждение [...]. Кроме ума, признававшегося всеми, лучшими, конечно, людьми, которые знали Анну Ильиничну, у нее было еще одно качество, которое равным образом вызывало восхищение, но которому можно было у нее и поучиться, — уму, к сожалению, научиться нельзя. Это замечательное качество — стойкость, упорство, целеустремленность и непоколебимость. „Non qui inciperit, sed qui perseveraverit", —эти слова услышала я от нее и неизгладимо запомнились они, оттого что, произнесенные ею, они сливались с существом ее личности. „Не тот, кто почин положит, но тот, кто твердо, упорно продолжит, кто пребудет непреклонным до конца", — вот что выражают эти целиком подходящие к А.И. слова. Всей своей жизнью, а более всего ее концом она доказала это».
Свою очень нелегкую жизнь А.И. Хоментовская прожила с великим достоинством. Невольно вспоминается ренессансная тема единоборства доблести и судьбы.
А.И. Хоментовская была замечательным историком. Острота и ясность мысли, научный реализм сочетались у нее с широким историческим и теоретическим кругозором и яркой литературной одаренностью. Социологически ориентированный историзм, характерный для поколения, к которому принадлежала А.И. Хоментовская, с самого начала имел точки соприкосновения с марксистским историзмом, но, с присущей ее характеру бескомпромиссностью, она никогда не подлаживалась, под какую-либо навязываемую доктрину.
Как ученый она непрерывно росла до самого конца. Работы ее, написанные нередко в удручающей бытовой обстановке, в покосившихся избушках, по соседству с пьяными квартирными хозяевами, были частью мировой науки и предварили некоторые новейшие направления исторической мысли. В особенности это относится к «Гуманистической эпитафии». Нельзя не испытывать глубокого морального удовлетворения от того, что эта книга, сбереженная в течение полустолетия близкими. А. И. Хоментовской, выходит наконец в свет.
Библиография:
Каганович Б.С. Об авторе этой книги // Хоментовская, А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия. - СПб., 1995. - С. 16-17.
См. также: Хоментовская, А.И. Пройденный путь: [автобиогр.] // Хоментовская, А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия. - СПб., 1995. - С. 221-257.
|