НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

  • Биографическая справка

 

 

 

Владислав Фелицианович Ходасевич
16(28).05.1886—14.06.1939

Владислав Фелицианович Ходасевич, русский поэт, литературный критик, мемуарист, родился в Москве в семье польского дворянина; его дед по матери перешел из иудаизма в православие, а мать была воспитана ревностной католичкой. Сам он, однако, считал, что наиболее значительная роль в духовном воспитании детских лет принадлежала его кормилице, тульской крестьянке Е.А. Кузиной. Неукорененность в российской почве и вместе с тем ощущение своей чуждости польскому менталитету создали особый психологический комплекс, который ощущался в поэзии Ходасевича с самой ранней поры.
Он учился на юридическом, а затем на историко-филологическом факультетах Московского университета, но не окончил его.
Ходасевич уже в юности ощутил призвание поэта. Он посещает литературно-художественный кружок, печатается в газетах и журналах, в том числе в «Весах» и «Золотом руне».
В 1905 г. Ходасевич женился на Марине Эрастовне Рындиной. В начале века богатая московская семья Рындиных владела дачей в Лидино, на берегу Бологовского озера в Тверской губернии. Летом, с 1905 по 1907 гг., Ходасевич отдыхал именно здесь.
Эта дача («Заимка») первоначально принадлежала адмиралу русского флота Ф.Ф. Матюшину, лицеисту, знакомому А.С. Пушкина. Дом был построен по плану-проекту самого Матюшкина и по форме напоминал корабль. Здесь были палуба, каюты и кубрики, трапы и рубка. Мебель в доме также была морская, ее Матюшкин привез из Твери с находящегося там на капитальном ремонте морского корабля «Браилова», на котором он служил, будучи командиром, на Черном море.
В Лидино Ходасевич работал над первой книгой своих стихотворений «Молодость», которой дебютировал в 1908 г. и которую впоследствии считал крайне незрелой.
В.В. Гофман, поместивший рецензию на книгу в «Русской мысли», отмечал много положительного в сборнике Ходасевича: «Эта первая, чрезвычайно тоненькая и бедная количеством стихов книжечка молодого поэта, несомненно, заслуживает внимания. Достаточно открыть ее на любом стихотворении, чтобы убедиться, что поэт прежде всего строгий к себе мастер формы. Внешняя форма и техника стиха почти везде безупречны и часто изысканны. Ходасевич знает ценность слов, любит их и обыкновенно у него виден строгий и обдуманный отбор их. Размеры его разнообразны и внутренно закономерны, последовательно вытекая из содержания и сущности стихотворения или даже составляя часть этой сущности. Почти везде подкупающая, поющая мелодичность. Наконец, к положительным сторонам книжки нужно отнести несомненный художественный вкус ее автора (качество довольно редкое у современных русских поэтов), не позволяющий ему все оригинальное считать обязательно хорошим (впрочем, кое-где этот вкус ему изменяет)».
 Часть стихотворений из книги «Молодость» посвящена отношениям с Мариной Рындиной. Брак был несчастливым — уже в конце 1907 г. они расстались.
К 1914 г., когда вышла вторая книга Ходасевича «Счастливый домик», он стал уже профессиональным литератором. В годы Первой мировой войны поэт сотрудничал в «Русских ведомостях», «Утре России», в 1917 г. — в «Новой жизни». В июне 1922 г. Ходасевич вместе с Н.Н. Берберовой, ставшей его женой, покидает Россию, живёт в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах; в 1923—25 гг. помогает А.М. Горькому редактировать журнал «Беседа», живёт у него в Сорренто (октябрь 1924—апрель 1925), позднее Xодасевич посвятит ему несколько очерков. В 1925 г. переезжает в Париж, где остается до конца жизни.

Литература:

Сычев В. «Где сердцу — воля и сладкий плен!»: Ходасевич в Бологое // Смена плюс. — 1995. — № 2. — С. 7.