НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

Гумилев Николай Степанович

 

 

 

Гумилев Николай Степанович
(3(15).04.1886—август 1921)

Николай Степанович Гумилев, русский поэт, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, родился в Кронштадте, детские годы провел в Царском Селе. Так же в 1896 г. поступил в гимназию, директором которой был крупнейший русский поэт Иннокентий Анненский. В 1905 г. вышла первая книга его стихов «Путь конквистадоров».
В 1906 г. Гумилев жил в Париже, слушал лекции по французской литературе, изучал живопись, издавал литературный журнал «Сириус». В 1908 г., уже в России, поэт издает сборник «Романтические цветы», в 1910 — «Жемчуга».
Много путешествуя, Гумилев становится одним из крупнейших исследователей Африки. В 1911 г. при его активном участии был основан «Цех поэтов», в который так же входили А.Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут. Е.Ю. Кузьмина-Караваева и др. В 1912 г. Гумилев заявил о появлении нового художественного течения — акмеизма.
После начала Первой мировой войны (1914) Гумилев записался в армию добровольцем. Будучи убежденным монархистом, поэт не скрывал своих взглядов и после 1917 г., в 1921 г. он был арестован по подозрению в причастности к заговору.
Жизнь Гумилева тесно связана с Тверским краем. Известно, что летом 1909 г. он приезжает в Максатихинский район, где живет у своих друзей, Кузьминых-Караваевых.

 

Мать Н.С. Гумилева

Семья Гумилева

Но в большей степени с именем Гумилева связана деревня Слепнево, Бежецкого уезда Тверской губернии. Усадебный дом в Слепневе был построен в конце XVIII в. и принадлежал помещикам Львовым. В конце XIX в. он перешел по наследству от старшего брата, контр-адмирала Льва Ивановича Львова, его сестрам — Анне, Варваре, Агате. В это время усадьба Слепнево представляла собой ряд деревянных построек: флигель, каретный сарай, конюшня, а в центре — деревянный дом с мезонином. Вокруг дома располагались два парка, цветочные клумбы и пруд. В одном из парков росли фруктовые деревья. Внизу протекала тихая речка Каменка. Деревня состояла из 30 крестьянских дворов.
Одной из сестер Львовых, совладелиц Слепнева, была Анна Ивановна Гумилева, мать поэта. Попав однажды в Слепнево проездом, Гумилев полюбил это уютное небольшое имение и часто здесь бывал. В стихотворении «Старина» (1908) он дал внешне не совсем привлекательное описание старинного парка и деревянного дома:

Вот парк с пустынными опушками.
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман.
В нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан.

С этого времени и до 1917 г. приезды Гумилева в Слепнево были достаточно регулярны. Известно, что в начале января 1909 г. он приехал поработать в старинной фамильной библиотеке Львовых, разбирал книги. По воспоминаниям А.А. Гумилевой, Николай Степанович «умышленно дольше, чем надо, рылся в библиотеке и в назначенный день отъезда говорил, что библиотечная “пыль пьянее, чем наркотик”».
В 1910 г. Гумилев женился на Анне Андреевне Горенко (Ахматовой). В 1911 и 1912 гг. супруги провели здесь почти все летние месяцы. 15 июня 1911 г. в день именин соседа по Слепневу, Владимира Дмитриевича Кузьмина-Караваева, в его усадьбе Борисково Гумилев представил свою жену родным и друзьям. Имение Кузьминых-Караваевых Борисково располагалось в Бежецком уезде, недалеко от Слепнева, где жили Гумилевы.
Неподалеку находились еще два имения — Подобино и Дубравка, в которых жили друзья Гумилевых и Кузьминых-Караваевых — Неведомские и Ермоловы. Соседи часто гостили друг у друга и часто проводили время вместе. В. Неведомская в «Воспоминаниях о Гумилеве и Ахматовой» пишет: «… постоянным нашим занятием была своеобразная игра, изобретенная Гумилевым: каждый из нас изображал какой-то определенный образ или тип. — «Великая интриганка», «Дон-Кихот», «Любопытный» (он имел право подслушивать, перехватывать письма и т.п.), «Сплетник», «Человек, говорящий всем правду в глаза» и так далее». При этом назначенная роль вовсе не соответствовала подлинному характеру данного лица — «актера». Скорее, наоборот, она прямо противоречила его природным свойствам… Старшее поколение смотрело на все это с сомнением… В характере Гумилева была черта, заставляющая его искать и создавать рискованные положения, хотя лишь психологически».
Вспоминая лето 1911 г., В Неведомская рассказывает о пьесе, которую сочинил Гумилев для исполнения обитателями Подобина, когда упорные дожди загнали их в дом. Гумилев был не только автором, но и режиссером: «Его воодушевление и причудливая фантазия подчиняли нас полностью, и мы покорно воспроизводили те образы, которые он нам внушал. Все фигуры этой пьесы схематичны, как и образы стихов и поэм Гумилева».
В дальнейшем поэты приезжали в окрестности Бежецка вместе и поодиночке вплоть до 1917 г., причем Ахматова провела здесь больше времени, чем ее муж, не любивший деревенскую скуку.
Вначале Слепнево оставило Гумилева равнодушным: «Такая скучная и темная, незолотая старина». Позднее в нем проснулся исследователь: его привлекают необычные камни, в изобилии встречающиеся по всей «тверской Карелии», как тогда назывались земли, где находилось Слепнево. Камни эти, вероятно, имевшие в древности ритуальный смысл, были покрыты орнаментом из множества выпуклых, часто пересекающихся линий. Гумилев придает этим валунам свойства живых существ:

Взгляни, как злобно смотрит камень,
В нем щели странно глубоки…

Гумилев проявляет интерес и к местным обычаям. 30 июня по старому стилю, в день святых Петра и Павла, в Бежецк из Николаевской Теребенской пустыни, находящийся в пятидесяти километрах к северо-востоку от уездного города, монахи привозили чудотворную икону Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Тогда все бежечане с хоругвями выходили ее встречать, затем совершали вокруг города крестный ход и ставили икону в Воскресенский собор. Эти дни считались праздничными, им сопутствовала так называемая Петровская ярмарка. Так поклонялись образу, обнаруженному в 1492 г. в землях боярина Обрезкова и спасшему в 1654 г. город от загадочной эпидемии, опустошившей соседние города и селения. Икону привозили в город по Мологе в ладье, украшенной государственными символами. Этот праздник нашел отражение в стихотворении Гумилева:

Порою крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут, — то значит, по течению
В село икона приплыла.

В то же время Гумилев подмечает, что жители Бежецка, соперничающего по древности с Москвой, сохранили уважение к языческим поверьям своих предков. Бежецкая земля полна легенд и суеверий, для крестьян также важны «знаменья», как и христианские заповеди:

Русь бредит Богом, красным пламенем,
Где видно ангелов сквозь дым…
Они ж покорно верят знаменьям,
Любя свое, живя своим.
О литературной деятельности Гумилева можно судить по письмам из Слепнева, посвящениям, записям в девичьих альбомах. В 1914 г. в Слепневе было написано, около сорока стихотворений и несколько статей. В стихах, экспромтах находят отражение и слепневские мотивы:

Грустно мне, что август мокрый
Наших хорей расседлал,
Занавешивает окна,
Запирает сеновал.
И садятся в поезд сонный,
Смутно чувствуя покой,
Кто мечтательно влюбленный,
Кто с разбитой головой.
И к Тебе, великий Боже,
Я с одной мольбой приду:
Сделай так, чтоб было то же
Здесь и в будущем году.

Вероятно, Слепнево вдохновило поэта на создание стихотворения «Старые усадьбы» (1913):

О, Русь волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое,
Иль без тебя да проживешь?

В стихотворении «Дождь» (1915) можно увидеть «гиблые омуты волшебных мельниц», услышать «ржанье бешеных коней», создающих сказочную картину, но реалии бежецких окрестностей возвращают изображение в предметный, «вещный» мир. Упомянутые в стихотворении «горные деревья» отсылают нас к топонимам этих мест: Михайловой Горе, Ульяновой Горе, Моркиным Горам. В Стихотворении «Городок» (1916) также легко угадывается Бежецк:

Над широкой рекой,
Пояском-мостком перетянутой,
Городок стоит небольшой,
Летописцем не раз помянутый.

Читатель видит «крепко слаженные дома», «губернаторский дворец», «крест над церковью», слышит «малиновый звон». Все это воспринимается поэтом как

…человечья жизнь настоящая,
Словно лодочка на реке,
К цели ведомой уходящая.

В первой части стихотворения Гумилева «Мужик» (1916), написанном в Слепневе, легко узнается тверской пейзаж: «В чащах, в болотах огромных…», «Сыростью пахнет и гадом // Возле мелеющих рек…». В стихотворении «Природа» (1916) опять упоминается болото: «Вот луг, где сладкий запах меда // Смешался с запахом болот…».
Таким образом, в начале XX в. жизнь и творчество двух русских поэтов, Анны Ахматовой и Николая Гумилева, оказались прочно связаны с тверским краем, с деревней Слепнево. В слепневском доме прошло детство их сына, впоследствии известного историка Льва Николаевича Гумилева. Здесь были написаны многие стихотворения, ставшие классическими образцами русской лирики.
В 1917 г. хозяева оставили усадьбу Слепнево. В августе 1918 г. Гумилев и Ахматова оформили развод, Анна Ивановна Гумилева с пятилетним внуком Львом переселились в Бежецк, где их навещали бывшие супруги — несмотря на развод, они сохранили дружеские отношения, вместе ездили к сыну, вместе выступали в Бежецке со стихотворениями. В Бежецке, при участии и содействии Гумилева, был организован «Союз поэтов», устраивающий еженедельные вечера, где, по примеру Петербургского отделения Всероссийского Союза поэтов, проходили чтения произведений авторов. Николай Гумилев был его почетным председателем.
Последний раз Гумилев был в Бежецке 18 мая 1921 г. 3 августа 1921 г. по подозрению в заговоре Николай Гумилев был арестован, 24 августа его расстреляли.
Лев Николаевич Гумилев уже в конце своей жизни вспоминал о Бежецке и Слепневе: «Место моего детства… не относится к числу красивых мест России. Это ополье, всхолмленная, местность, глубокие овраги, в которых текут очень мелкие речки. Молога, которая в свое время была путем из варяг в хазары, сейчас около Бежецка совершенно затянулась илом, обмелела. Прекрасная речка Остречина, в которой мы все купались, — очень маленькая речка — была красива, покрыта кувшинками, белыми лилиями. <…> Родной дом красив для всех. Я родился, правда, в Царском Селе, но Слепнево и Бежецк — это моя отчизна, если не Родина… <…> Дело в том, что я этим воздухом дышал и воспитался. <…> этот якобы скучный ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые цветами, васильки во ржи, незабудки у водоемов, желтые купальницы — они некрасивые цветы, но они очень идут к этому ландшафту. Они незаметны и они освобождают человеческую душу, которой человек творит… Вот поэтому мне дорога моя Тверская, Бежецкая (я не говорю отчина, — она мне не принадлежала) — но мое отечество».

Памятник Н.С. Гумилеву

Отношение Н. Гумилева к Слепневу нельзя назвать бесспорным. Так, Ахматова писала: «Николай Степанович не выносил Слепнева». Возможно, ему отчасти казались скучными деревенская жизнь, однообразие природы. Однако в творчестве Гумилева тверская земля запечатлелась во множестве образов и переживаний. В его стихотворениях картины реальности во многом сменили экзотический мир дальних стран, появились образы родной природы. Местный ландшафт, возможно, поэту не нравился, но из Слепнева он писал Ахматовой: «Каждый вечер я хожу один по Акинихской дороге испытывать то, что ты называешь Божьей тоской». А Ахматова замечает, что, хотя Гумилев эти места не любил, но «там что-то понял и чему-то научился». Можно утверждать, что Бежецкий край дал Гумилеву некую глубину постижения родины.
Деревни Слепнево теперь нет. На вершине холма еще заметны камни от фундамента усадебного дома, сохранились остатки парка: старый дуб, тополя, липы, акации, обмелевший пруд. В 1935 г. барский дом из имения Слепнево перевезли в Градницы. В Бежецке сохранился дом, в котором после революции жили Гумилевы (ул. Чудова, 68/14).

Литература
Анна Андреевна Ахматова и Николай Степанович Гумилев // Литературное краеведение XX в. / под ред. А. М. Бойникова. — Тверь: ТвГУ, 2008. — С. 43—51.
Куприянов Д. Слепнево и Бежецк в жизни поэта // Анна Андреевна Ахматова в Тверском краю. — Калинин: Московский рабочий. Калининское отделение. — 1989. — С. 9—28.
Иванов Г. Знаменитые и известные бежечане // http://bezh-citi.ru/izvestn/165-gymilevn.html.
Михайлова М. Г. Гумилевы—Ахматова и Бежецкий край // http://bezh-citi.ru/istoria/34-istoria/50-gym-achm.html.
Лукницкая В. Материалы к биографии Н. Гумилева // http://www.gumilev.ru/biography/1/.
А.А. Ахматова // Русские писатели и Тверской край: уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов университета / Под ред. М.В. Строганова и И.А. Трифаженковой. — Тверь: ТвГУ, 2009. — С. 280—292.
Папуцкая И. Дом поэтов // Тверские ведомости. — 2008. — 7—13 марта. — С. 6.
Сенин С. Бежецкий союз поэтов // Тверские ведомости. — 2007. — 27 июля—2 августа. — С. 6.; 2007. — 3—9 августа. С. 6.
Гумилев Н.С. Собрание сочинений в 4 т. — М.: ТЕРРА, 1991. — Т. 1—4.
Гумилев Г. Электронное собрание сочинений // http://www.gumilev.ru/letters/36/.