СОННЫЕ ГРЕЗЫ
Н.А. Львов умер 21 декабря 1803 года. В последние годы жизни был он
болезнен, часто отлучался из Петербурга и виделся с Г.Р. Державиным все
реже и реже. В письме к В.В. Капнисту Державин писал: «Вот, братец, уже
из стихотворческого круга нашего двое на том свете. Я говорю о Хемницере
и Николае Александровиче». В 1807 году не стало супруги Львова Марии
Алексеевны. Память о них пронизывает ряд произведений Державина --
«Другу», «Память другу», «На гроб переводчика Анакреона», «Поминки».
Трех осиротевших дочерей Львова он приютил у себя. В 1810 году Державин
приехал поклониться могилам друзей.
«Короток званьем был, умом и телом я (вот эпитафия моя)» -- это ты
напрасно так написал о себе, Николай Александрович, напрасно. В каждой
твоей пиесе говорит сердце, и сердце русское, воображение праотеческое,
чувствование патриотическое. Ты первый из нашего круга рассуждал о
преимуществе тонического стихотворения над силлабическим, утверждал, что
и русская поэзия больше могла бы иметь гармонии, разнообразия и
выразительности... нежели в порабощении одним ямбам да хореям. Да
счастлив ты был не коротко, коль смогло Счастие в семье твоей ужиться с
одною только Любовию. А уж котомочка твоя, да оборки -- декорация, но
красивая». И еще вспомнил Державин, как говаривал ему Львов, как самый
молодой пиит в их кружке дружественном, он ему, Державину, сочинит
памятник, «мурзе силлабики российской». И добавлял: «Я, право, боюсь,
друг мой, чтобы не сказали в парнасском сословии, куда ты украдкою из
сената часто ездил, что //В Петрополе явился //Парнасский еретик,
//Который подрядился //Богов нелепых лик //Стихами воскресить своими...»
А время поспешило его самого закрыть в гроб, поспешило. А как свирель
его гремела, когда пел он своего Добрыню!
Был май 1810 года. Гавриил Романович Державин возвращался из
Никольского. Он все обошел, везде побывал, все и всех вспомнил, все
прежние свои приезды сюда, милых хозяев Никольского Марию Алексеевну и
Николая Александровича. Державин не скрывал и не таил от себя мысль, что
это последняя встреча с другом, значит, прощание.
Карета выехала из Никольского. Он стукнул кучеру, чтобы остановился, и
вышел из кареты. Никольское было позади. Купол усыпальницы виднелся
сквозь зеленый мир черемухи, сирени, лип и плюща. Соловьиные хоры
неистовствовали на берегах Осуги. Ведь сами садили, сами растили всю эту
зеленую красоту. А потом: «Мы, сидя там в тени древесной, //За здравье
выпьем всех людей, //За искренних своих друзей, //Потом за тех, кто нам
злодей: //С одними нам приятно быть, //Другие же как скрытны змеи, //Нас
учат осторожно жить, //Учат, да так и не научили, ни тебя, ни меня».
Карета двинулась. Державин и сейчас не мог вспомнить день, когда Василий
Капнист привел к нему в Петербурге своего товарища по Измайловскому
полку Николая Львова. В полку этом Державин в свое время тоже служил,
помнится, что в 1773 году в журнале «Старина и новизна» он анонимно
напечатал свои неуклюжие переложения с немецкого. Новые его друзья об
этом именно с ним сразу и заговорили, обрушив на него свои немалые
литературные познания, хотя годами были и моложе его. Державин же тогда
учился по Тредиаковскому, выражением и слогом подражал Ломоносову. И в
1779 году избирает новый, особый путь, руководствуясь наставлениями
друзей своих -- Н.А. Львова, В.В. Капниста и Хемницера. Причем подражал
уже Горацию, труды которого обсуждались при каждом разговоре.
Николай Александрович тоже ведь не получил основательного образования,
но даровит был необыкновенно, любознателен необычайно, читал много,
путешествовал еще больше -- вот тебе и академия. Знаток искусств был и
критик весьма тонкий: он при литературе, что при дворе, а при дворе...
Почему-то вспомнил Державин, как сватался сам к будущей своей жене,
«думая, что, если женится на ней, то будет счастлив», и тут же вспомнил
Львовых, Машу Дьякову и всю их историю. Вот они и теперь вместе в своем
Никольском, а моя Катерина Яковлевна на Лазаревском кладбище в
Петербурге, там дверь моя на небеса.
А еще надо, Державин поморщился, «Записки» свои успеть завершить хотя бы
до дней сегодняшних. Проза не такая презренная всеми вещь, как
классицисты считают. Он и сам видит по «Запискам» своим, как много можно
сказать прозою, как свободно от канонов отяжелевших отойти. А сказать
ему, Державину, есть что: «Трех царей в долгу перед собой оставил».
Молодежь это чувствует. Хотел было Державин сделать своим наследником
младшего племянника Александра Николаевича Львова, да тот не захотел,
отказался, но как отказался -- по-львовски: «Не такие нужны плечи, чтобы
вынести на себе славное имя Державина». Жаль, что Николай Александрович
прозою пренебрег, а может, и не поспел еще, ум у него был быстрый. Жизнь
его, путешествия, труды и дела придворные -- на какие многие страницы
все это поместилось бы на пользу и интерес потомству.
По жесткому стуку колес и цоканью копыт Державин понял, очнувшись от
полудремы, что въехали они в Торжок. На берегу Тверцы стояло творение
Львова -- колодец-ротонда, красивое и полезное, как все его творения.
Вот его памятники -- и часовня, и собор, что напротив. А какой из них
лучше -- потомки пусть решают.
В Торжке Державин надолго не задержался, хотелось домой, в Званку. И
воспоминания, и предстоящий долгий путь уже его утомляли. В полусне
казалось ему, что он уже в званке, у себя, в теплом кабинете, и
Прасковия Николаевна, дочь друга его и племянница любимая, читает ему
вслух. В кресле уютно, легко, в камине огонь. Голос у Пашеньки чудный,
странно к этим строкам подходящий, ему даже послышался голос Катерины
Яковлевны... И читает она ему Львова: «Однажды со Счастьем жить фортуна
согласилась...»
И уже в сонных грезах Державина струилась медленно мысль: «В словах
пиитов должно жить как в доме. Николай Александрович Львов домы умел
лучше чертить и строить, чем стихи, но слово «дом» родное ему».
Панферов Сергей. Сонные грезы // Караван+Я (Тверь). – 2006. – 5 апр. |