Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958 году. В 1960 г. вышли два сборника его стихов и поэм: “Парабола” и “Мозаика”. Далее последовали “Антимиры” (1964), “Соблазн” (1979), “Безотчетное” (1981), “Россия, Poesia” (1991), “На виртуальном ветру” (1998), “Стихотворения; Поэмы; Проза” (2000) и др.

Излюбленным поэтическим средством А. Вознесенского является гиперболическая метафора, а основными жанрами – лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Андрей Вознесенский обращается, в основном, к интеллектуалам, “физикам и лирикам”, людям творческого труда и первостепенное значение придает не социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным средствам и формам ее постижения и воплощения.

Композиция поэтических книг и отдельных произведений А. Вознесенского строится чаще всего на принципах архитектоники, причем, создавая новые циклы и книги, поэт постоянно в особые разделы выделяет избранное из прежних произведений.

Являясь певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, А. Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в “тишине” (“Ахиллесово сердце”). Он писал:

Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли обожжены?
Тишины…


Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии. С такой тишиной связана поэма о любви “Оза”. Тема женственности вообще широко представлена в поэзии А. Вознесенского: “Свадьба”, “Осень”, “Песня Офелии” и т.д. Без любви к женщине и острого чувства природы “рушится человек”, а “все прогрессы – реакционны”.

Великая Отечественная война – одна из важных тем в поэзии Андрея Вознесенского. Это “Баллада 41-го года”, “Гойя”, “Ров, “Доктор Осень” и др.

Тема распада проходит через все творчество поэта, но со временем смысл ее существования изменяется: если в 1960-е гг. А. Вознесенский говорил о распаде старых, отживших свой век формах жизни и искусства, то в 1980-е и 1990-е гг. речь идет о распаде бытийных, жизнестроительных, духовно-нравственных ценностей (“Рапсодия распада”).

Противоядием против бездуховности и варварства А. Вознесенский считает поэзию и искусство, подвижническую деятельность русских интеллигентов и возрождение христианских ценностей.

Творчество А. Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль “Антимиры”, А. Рыбников написал рок-оперу “Юнона и Авось”, а М. Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола.

А. Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы: создает “видеомы”, в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями.

               

Литература:

Русские писатели. XX век: Биобиблиогр. словарь. В 2 ч. Ч.I.- М.,1998.- С.302-305.

Вознесенский А.А. Собрание сочинений. В 5 т.- М., 2000.

Вознесенский А.А. CASINO “Россия”.- М.,1997.

Вознесенский А.А. На виртуальном ветру.- М.,1998.

Вознесенский А.А. Стихотворения; Поэмы; Проза.- М., 2000.

<< На главную