НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

Булгаков Михаил Афанасьевич

 

 

 

Булгаков Михаил Афанасьевич
(3(15)мая 1891—10 марта 1940)

Закончив в 1916 г. медицинский факультет Киевского университета, Булгаков получил диплом об утверждении в степени лекаря. До 1919 г. Булгаков работает врачом, затем он был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, работал врачом Красного креста, белогвардейских Вооруженных Сил Юга России, казачьих войск. В 1921 г., переехав в Москву, начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.
В 1926 г. во МТАХе была поставлена пьеса Булгакова «Дни Турбиных», в театре им. Вахтангова — «Зойкина квартира», а рукопись «Собачьего сердца» — конфискована. В 1928 г. у писателя возникает замысел «Мастера и Маргариты». К 1930 г. произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров, запрещены к постановке «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. 18 марта 1830 г. была запрещена пьеса «Мольер», а 28 марта Булгаков сжег рукопись романа «Театр», раннюю редакцию «Мастера и Маргариты» и пьесу «Блаженство». В конце 1930-х гг. состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается, но он начинает диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
Булгаков неоднократно обращается к И.В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу для поправки здоровья, но такого разрешения не поступает. В середине июня 1931 г., после очередного письма Сталину, оставшегося без ответа, он получает телеграмму от Натальи Алексеевны Венкстерн, которая приглашала Булгаковых в город Зубцов Калининской области на летний отдых. Булгаков, не дождавшись разрешения на отъезд за границу, пишет о своих планах: «сидеть во флигеле одному и писать, наслаждаясь высокой литературной беседой с Вами. Вне писания буду вести голый образ жизни: халат, туфли, спать, есть». Мечта Булгакова сбылась: с 10 по 22 июля 1831 г. он отдыхает в Зубцове с супругой Л.Е. Белозерской. Здесь Булгаков работает над пьесой «Адам и Ева» и поправками к пьесе «Кабала святош».
«Кабалу святош», пьесу о великом французском комедиографе Жане Батисте Мольере, Булгаков начал писать еще в октябре 1929 г., а в декабре того же года закончил первую редакцию. 19 января 1930 г. драматург читал пьесу во МХАТе, который принял пьесу к постановке. Но 18 марта 1930 г. Главрепертком запретил «Кабалу святош». Это событие стало одной из причин булгаковского письма правительству СССР от 28 марта 1930 г. с просьбой определить его судьбу и либо выслать за границу, либо дать средства к существованию на родине.
В Зубцове Булгаков работает над правкой текста «Кабалы святош». 3 октября 1931 г. Главрепертком разрешил новый вариант пьесы к постановке при условии ряда купюр и изменений и только в театрах Москвы и Ленинграда. «Кабала святош», по требованию цензуры, получила название «Мольер».

12 октября 1931 г. Булгаков заключил договор с Ленинградским Большим драматическим театром на постановку пьесы, а 15 октября — такой же договор с МХАТом. Однако в марте 1932 г. БДТ известил автора об отказе от постановки. Спектакль был сорван выступлениями в ленинградской прессе известного драматурга В.В. Вишневского, писавшего в газете «Красная газета»: «Зачем тратить силы, время на драму о Мольере, когда к вашим услугам подлинный Мольер. Или Булгаков перерос Мольера и дал новые качества, по-марксистски вскрыл “сплетения давних времен”?»
Пьеса впервые была поставлена МХАТом в 1936 г., однако из-за критической статьи в «Правде» («Внешний блеск и фальшивое содержание») спектакль был снят, успев пройти при неизменном аншлаге семь раз.
«Адам и Ева» — пьеса о будущей газовой войне, в результате которой в погибшем Ленинграде в живых осталась лишь горстка людей. По всей вероятности, одним из побудительных толчков к написанию пьесы, вероятно, послужило знакомство Булгакова с книгой Дмитрия Сергеевича Мережковского «Тайна Запада. Атлантида — Европа», опубликованной в ноябре 1930 г. (две других книги трилогии, «Тайна трех» и «Иисус Неизвестный», отразились в трактовке идей Христианства в «Мастере и Маргарите»). Мережковский писал: «Через 20—30—50 лет будет вторая война; если не мы, то наши внуки, правнуки увидят ее: все это знают или предчувствуют». В пьесе Булгакова академик Ефросимов предсказывает неизбежность новой мировой войны по тем же самым основаниям, что и Мережковский, — из-за столкновения между коммунизмом и фашизмом, мостом между которыми лежит остальная Европа.
Библейские реминисценции, рискованное утверждение одного из героев пьесы о том, что все теории стоят одна другой, а также пацифистские мотивы пьесы привели к тому, что «Адам и Ева» не была поставлена при жизни писателя. Осенью Булгаков читает «Адама и Еву» в театре им. Вахтангова, однако присутствовавший на чтении глава Военно-воздушных сил Красной Армии Я.И. Алкснис заявляет, что пьесу нельзя ставить, так как по ходу действия гибнет Ленинград.
Булгаков написал вторую редакцию пьесы, где катастрофа, происходящая в «Адаме и Еве», была представлена как сон Ефросимова. Однако и этот вариант оказался отвергнут цензурой. Постановка «Адама и Евы» не состоялась ни в Москве, ни в Ленинграде, ни в Баку, где ее хотел ставить Бакинский Рабочий театр. Впервые пьеса была напечатана в Париже в 1971 г., в СССР — в 1987 г.

Литература

Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988. — 669 с.

Чудакова М. Адам и Ева свободны: [О летнем отдыхе М.А. Булгакова в Зубцове в июле 1931 г.] // Огонек. - 1987. - №37. - С.12-15.

Славин М. Зубцовское лето Булгакова // Тверская Жизнь.- 2011.- 30 апр. - С. 7.