Николай Петрович Богданов-Бельский
(1868-1939)
Среди
художников-передвижников конца XIX – начала XX века видное место
принадлежит Николаю Петровичу Богданову-Бельскому. Он работал в жанре
портрета, пейзажа, но основным для него стал бытовой жанр: свое
творчество художник посвятил крестьянству - деревенским ребятишкам.
Н.П. Богданов-Бельский родился 8 (20) декабря 1868 года в селе Шитики
Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской
области). В фамилии художника спрессована история происхождения – Богом
данный (незаконнорожденный) сын бедной бобылки из Бельского уезда.
Вторую часть фамилии Николай Петрович получил в 1903 году, когда стал
академиком: «мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь
(Николай II), вписав ее собственноручно в диплом через дефис –
Бельский».
|
Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Учиться
грамоте Богданов-Бельский начал у звонаря по церковным книгам, а
продолжил в 2-х классном Шоптовском начальном училище. Художественные
способности стали проявляться у мальчика в возрасте 6-7 лет. Его
заметил Сергей Александрович Рачинский, основатель народной школы в
селе Татево и с осени 1878 по весну 1882 года Богданов-Бельский посещал
эту школу. В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего отрока
получать начальное художественное образование в иконописную мастерскую
при Троице-Сергиевской лавре, где мальчик проучился два года. С 1884 по
1889 гг. Николай Петрович учился в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества, где его учителями на пейзажном отделении были художники
В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников. В возрасте 16-ти
лет в 1884 году Богданов-Бельский впервые принял участие в выставке с
картиной «Еловый лес», которую похвалили Поленов и Левитан. Картину
купил известный фабрикант и коллекционер Сапожников.
Дипломной работой в училище стала картина «Будущий инок» (1889). За это
произведение Н.П. Богданов-Бельский получил по окончании училища
Большую серебряную медаль и звание «классного художника». В 1890 году
эта картина экспонировалась на выставке Товарищества передвижников и
была высоко оценена знаменитым критиком и историком искусства В.В.
Стасовым. После выставки картина была продана императрице Марии
Федоровне. Копии картины были выполнены для П.М. Третьякова и В.В.
Стасова.
После окончания учебы художник много путешествовал, побывал в Молдавии,
на Ближнем Востоке, в Европе, в Константинополе. В 1889 году на горе
Афон в Понтелеймоновском монастыре Николай Петрович познакомился с
послушником-«богописцем» Филиппом, в дальнейшем художником Ф.А.
Малявиным.
В 1894-1895 гг. Богданов-Бельский обучался в Высшем художественном
училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской И.Е.
Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже.
Много сил и времени он отдавал работе над своей любимой темой,
посвященной деревенским детям и школе. Именно на эту тему созданы
наиболее значительные произведения. В 1890-х годах создает серию картин
о школе С.А. Рачинского: «Воскресное чтение в сельской школе» (1895),
«Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя»
(1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение» (1903), «Дети на уроке»
(1903), «Между уроками» (1903) и др.
В 1899 году по просьбе императрицы Марии Федоровны художник пишет ее
портрет. Впоследствии Богданов-Бельский поселился в Петербурге, стал
модным салонным портретистом. Эта работа давала ему хороший заработок,
художник разбогател. «Вы не можете себе представить, - говорил он, как
я не люблю эти официальные портреты. Но за них я получаю очень большие
деньги. Вот и приходиться приезжать в Петербург, набирать заказы у
богатых и знатных людей и, обеспечив себя, возвращаться в деревню и
работать над тем, что по сердцу».
27 октября 1903 года Н.П. Богданову-Бельскому было присвоено звание
академика. В 1907-1921 гг. он возглавлял общество Куинджи, которое
занималось поддержкой молодых художников.
В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию.
В 1920-х гг. культурную политику в живописи и искусстве в Советской
России определяли сторонники формализма и абстракционизма. Приверженцам
реалистической школы живописи приходилось очень и очень трудно, это
отмечают в своих воспоминаниях многие художники. В своем письме к И.Е.
Репину о мотивах отъезда художник пишет: «Из того, что я написал за эти
годы (1917-1921), ничего не было выставлено в России. С большими
трудностями и ухищрениями все это мне удалось вывезти в Ригу, где я
живу с 15 сентября 1921 года».
С первых дней своего пребывания в Риге Николай Петрович развивает
бурную деятельность. Художник тесно сотрудничает с русской эмигрантской
прессой, в т.ч. с журналами «Слово» и «Перезвоны».
В 1928 году Богданову-Бельскому исполнилось 60 лет. Его активность по
пропаганде русского искусства не спадает. По инициативе художника и при
поддержке И.Е. Репина в Копенгагене, Берлине, Стокгольме, Праге, Осло,
Амстердаме, Гааге, Белграде, Гетеборге, Хельсинки, Гамбурге прошли
выставки русской живописи, на которые представили свои произведения
Жуковский, Коровин, Малявин, Билибин и др.
Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине.
23 июня 2000 г. в с. Татево Оленинского района был торжественно открыт музей художника.
Н.В. Козлова,
заведующая Архивным отделом
Администрации Оленинского р-на
Библиография:
Богданов-Бельский: альбом / авт. текста Н. Лапидус.- М: Белый город, 2005.- 48 с.: ил.
Бойцова Т.И., Железнова М.М. Певец крестьянских детей // Бойцова Т.И.,
Железнова М.М. Край вдохновения. – Калинин, 1986.- С.16-23.
Лебедев Н.М. Художник Н.П. Богданов-Бельский // Лебедев Н.М. Знаменитые россияне на тверской земле. – Тверь, 1998.- С.65-66.
Козлова Н.В. Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) // Тверские памятные даты на 2003 год.- Тверь, 2003.- С.160-163. Подушков
Д.Л. Николай Петрович Богданов-Бельский // Знаменитые россияне в
истории Удомельского края.- Тверь, 2009.- С. 302-319; Вышневолоцкий
историко-краеведческий альманах. № 7.- Вышний Волочек, 2003.- С. 91-108.
Кружков Н. «Я ведь от земли…» // Огонек.- 1968.- №50.- С.25.
Мишеев Н.И. Академик Н.П. Богданов-Бельский // Тверская старина. – 1994. - №4.- С.94-97; Перезвоны.- 1925.- №2.- С.25-30.
Перевышко
А. Николай Петрович Богданов-Бельский. От классической живописи
передвижников к импрессионизму // Петербуржский художник.- 2005.- № 1.
Соловьев И.А. Судьба пастушонка // Русская провинция.- 1997.- №2.- С.56-62: ил.
Соловьев И.А. Художник обездоленного детства // Народное образование.- 1968.- №12.- С.91-93.
Фаермарк Д. Скрещение судеб // Знание-сила.- 1971.- № 12.- С.36-39.
Шумаков Ю.Д. Крестьянский сын академик Н.П. Богданов-Бельский // Русский телеграф.- 1995.- № 34.
Шумаков Ю.Д. Певец русских детей // Нева.- 1967.- №3.- С.204-207.
Подушков Д.Л. Академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) // Удомельская старина.- 2001.- № 31.- С.1-4.
Поляков И., Калакуцкий В. Художник Богданов-Бельский // Бельская
правда.- 1968.- 3 дек.- С.3; 5 дек.- С.4; 7 дек.- С.4.
Шандарова М. Народный музей [художника Н.П. Богданова-Бельского в с. Татево Оленин. р-на] // Вече Твери.- 2000.- 1 июля.- С.4. |