НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

  • Биографическая справка

 

 

 

Николай Петрович Богданов-Бельский
(1868-1939)

Среди художников-передвижников конца XIX – начала XX века видное место принадлежит Николаю Петровичу Богданову-Бельскому. Он работал в жанре портрета, пейзажа, но основным для него стал бытовой жанр: свое творчество художник посвятил крестьянству - деревенским ребятишкам.
Н.П. Богданов-Бельский родился 8 (20) декабря 1868 года в селе Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской области). В фамилии художника спрессована история происхождения – Богом данный (незаконнорожденный) сын бедной бобылки из Бельского уезда. Вторую часть фамилии Николай Петрович получил в 1903 году, когда стал академиком: «мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь (Николай II), вписав ее собственноручно в диплом через дефис – Бельский».

Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Учиться грамоте Богданов-Бельский начал у звонаря по церковным книгам, а продолжил в 2-х классном Шоптовском начальном училище. Художественные способности стали проявляться у мальчика в возрасте 6-7 лет. Его заметил Сергей Александрович Рачинский, основатель народной школы в селе Татево и с осени 1878 по весну 1882 года Богданов-Бельский посещал эту школу. В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего отрока получать начальное художественное образование в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевской лавре, где мальчик проучился два года. С 1884 по 1889 гг. Николай Петрович учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями на пейзажном отделении были художники В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников.
В возрасте 16-ти лет в 1884 году Богданов-Бельский впервые принял участие в выставке с картиной «Еловый лес», которую похвалили Поленов и Левитан. Картину купил известный фабрикант и коллекционер Сапожников.
Дипломной работой в училище стала картина «Будущий инок» (1889). За это произведение Н.П. Богданов-Бельский получил по окончании училища Большую серебряную медаль и звание «классного художника». В 1890 году эта картина экспонировалась на выставке Товарищества передвижников и была высоко оценена знаменитым критиком и историком искусства В.В. Стасовым. После выставки картина была продана императрице Марии Федоровне. Копии картины были выполнены для П.М. Третьякова и В.В. Стасова.
После окончания учебы художник много путешествовал, побывал в Молдавии, на Ближнем Востоке, в Европе, в Константинополе. В 1889 году на горе Афон в Понтелеймоновском монастыре Николай Петрович познакомился с послушником-«богописцем» Филиппом, в дальнейшем художником Ф.А. Малявиным.
В 1894-1895 гг. Богданов-Бельский обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской И.Е. Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже.
Много сил и времени он отдавал работе над своей любимой темой, посвященной деревенским детям и школе. Именно на эту тему созданы наиболее значительные произведения. В 1890-х годах создает серию картин о школе С.А. Рачинского: «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение» (1903), «Дети на уроке» (1903), «Между уроками» (1903) и др.
В 1899 году по просьбе императрицы Марии Федоровны художник пишет ее портрет. Впоследствии Богданов-Бельский поселился в Петербурге, стал модным салонным портретистом. Эта работа давала ему хороший заработок, художник разбогател. «Вы не можете себе представить, - говорил он, как я не люблю эти официальные портреты. Но за них я получаю очень большие деньги. Вот и приходиться приезжать в Петербург, набирать заказы у богатых и знатных людей и, обеспечив себя, возвращаться в деревню и работать над тем, что по сердцу».
27 октября 1903 года Н.П. Богданову-Бельскому было присвоено звание академика. В 1907-1921 гг. он возглавлял общество Куинджи, которое занималось поддержкой молодых художников.
В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию.
В 1920-х гг. культурную политику в живописи и искусстве в Советской России определяли сторонники формализма и абстракционизма. Приверженцам реалистической школы живописи приходилось очень и очень трудно, это отмечают в своих воспоминаниях многие художники. В своем письме к И.Е. Репину о мотивах отъезда художник пишет: «Из того, что я написал за эти годы (1917-1921), ничего не было выставлено в России. С большими трудностями и ухищрениями все это мне удалось вывезти в Ригу, где я живу с 15 сентября 1921 года».
С первых дней своего пребывания в Риге Николай Петрович развивает бурную деятельность. Художник тесно сотрудничает с русской эмигрантской прессой, в т.ч. с журналами «Слово» и «Перезвоны».
В 1928 году Богданову-Бельскому исполнилось 60 лет. Его активность по пропаганде русского искусства не спадает. По инициативе художника и при поддержке И.Е. Репина в Копенгагене, Берлине, Стокгольме, Праге, Осло, Амстердаме, Гааге, Белграде, Гетеборге, Хельсинки, Гамбурге прошли выставки русской живописи, на которые представили свои произведения Жуковский, Коровин, Малявин, Билибин и др.
Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине.
23 июня 2000 г. в с. Татево Оленинского района был торжественно открыт музей художника.

Н.В. Козлова,
заведующая Архивным отделом
Администрации Оленинского р-на

 

Библиография:

Богданов-Бельский: альбом / авт. текста Н. Лапидус.- М: Белый город, 2005.- 48 с.: ил.
Бойцова Т.И., Железнова М.М. Певец крестьянских детей // Бойцова Т.И., Железнова М.М. Край вдохновения. – Калинин, 1986.- С.16-23.

Лебедев Н.М. Художник Н.П. Богданов-Бельский // Лебедев Н.М. Знаменитые россияне на тверской земле. – Тверь, 1998.- С.65-66.

Козлова Н.В. Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) // Тверские памятные даты на 2003 год.- Тверь, 2003.- С.160-163.

Подушков Д.Л. Николай Петрович Богданов-Бельский // Знаменитые россияне в истории Удомельского края.- Тверь, 2009.- С. 302-319; Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах. № 7.- Вышний Волочек, 2003.- С. 91-108.

Кружков Н. «Я ведь от земли…» // Огонек.- 1968.- №50.- С.25.

Мишеев Н.И. Академик Н.П. Богданов-Бельский // Тверская старина. – 1994. - №4.- С.94-97; Перезвоны.- 1925.- №2.- С.25-30.

Перевышко А. Николай Петрович Богданов-Бельский. От классической живописи передвижников к импрессионизму // Петербуржский художник.- 2005.- № 1.

Соловьев И.А. Судьба пастушонка // Русская провинция.- 1997.- №2.- С.56-62: ил.

Соловьев И.А. Художник обездоленного детства // Народное образование.- 1968.- №12.- С.91-93.

Фаермарк Д. Скрещение судеб // Знание-сила.- 1971.- № 12.- С.36-39.

Шумаков Ю.Д. Крестьянский сын академик Н.П. Богданов-Бельский // Русский телеграф.- 1995.- № 34.

Шумаков Ю.Д. Певец русских детей // Нева.- 1967.- №3.- С.204-207.

Подушков Д.Л. Академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) // Удомельская старина.- 2001.- № 31.- С.1-4.

Поляков И., Калакуцкий В. Художник Богданов-Бельский // Бельская правда.- 1968.- 3 дек.- С.3; 5 дек.- С.4; 7 дек.- С.4.

Шандарова М. Народный музей [художника Н.П. Богданова-Бельского в с. Татево Оленин. р-на] // Вече Твери.- 2000.- 1 июля.- С.4.

<< Бельский район