НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

«Я СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ ОТМЕЧЕН…»

Александр Бойников

К 100-летию со дня рождения Н.И. Попова

Не ошибусь, если скажу, что Николая Попова и сегодня помнят многие тверские писатели, журналисты и просто его знакомые. Он ушел из жизни в общем-то недавно, в 1981 году, в Ленинграде, но последний приют обрел на Дмитрово-Черкасском кладбище. И хотя долгая жизнь Н. Попова, до отказа наполненная светом творчества, огненной болью войны, и радостью семейного счастья, была нерасторжимо связана с духовно богатой частью срединной русской земли – Тверским краем – его стихи устремлялись далеко за пределы областного горизонта. Поэт с гордостью называл Верхневолжье «моя Россия»…
Николай Иванович Попов родился 17 декабря (н. ст.) 1902 года в городе Ржеве. Отец его был служащий (одно время работал в библиотеке), мать – сельской учительницей. Детские годы будущего писателя прошли на Украине. Чудные малороссийские пейзажи, воспетые еще Гоголем, звучные переливы украинских песен будили воображение мальчика и с 9 лет он принялся слагать стихи. А зимой 1915 г. в Полтаве юный поэт показал целую тетрадь своих сочинений классику русской литературы В.Г. Короленко. Слова маститого писателя-реалиста – «Поэтами становятся только те, кто помимо таланта, еще и трудом зарабатывает право на признание» – он запомнил навсегда.
С самых ранних лет судьба словно испытывает Попова на прочность: в 1914 г. он теряет мать, в 1918 умирает от холеры отец. Юноша перебирается в Осташков, поближе к родным местам, работает по найму и одновременно оканчивает школу II ступени. В 1919 г., будучи переписчиком военкомата, он печатает свои стихи в местной уездной газете «Красная волна» и ее редактор, поэт Осип Смольский, пригласил Попова для постоянного сотрудничества. Через год осташковский профсоюз работников искусств выпустил его первую, всего в 16 страниц, стихотворную книгу «Песни равнины», которая, как это ни удивительно, была замечена в Москве и получила в целом лестный для начинающего автора отзыв в столичном журнале «Пролетарская культура». Много позже, в 1934 г., эта книжка послужила поводом для приглашения Н. Попова на I съезд советских писателей.
Его дальнейший путь определяли труд и творчество. «Но мы шли напролом – озорное отчаянное поколенье, // Неподкупная, стойкая, гордая молодежь», – так напишет поэт о своем поколении. В 1924-27 гг. он заведует отделом и трудится ответственным секретарем в газете «Ржевская правда», а после завершения учебы на литературном факультете Тверского пединститута в 1931 г. шесть лет преподает русский язык и литературу в различных учебных заведениях – от средней школы до университета. Преподавание вновь сменила журналистика. Н. Попов работает в газете «Пролетарская правда», в журнале «В наши дни» и редактором областного книжно-журнального издательства, деятельно участвуя в собраниях городского литературного объединения.
Новых книг в те годы Н. Попов не издал, но в газетах и журналах появлялись его стихи и поэмы. Он также написал художественную биографию М.Ю. Лермонтова, одобренную Всесоюзным Лермонтовским комитетом, готовился опубликовать в журнале «Октябрь» повесть «Перековка», но… Грянул 1941 год.
С началом войны поэт уходит на фронт добровольцем. Первые дни он был рядовым политбойцом, затем военным журналистом на Западном, Калининском, Юго-Западном и III Украинском фронтах. В 1942 г. стал коммунистом. Повидать довелось немало: Н. Попов принимал участие в освободительном походе советских войск в Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию. В перерывах между боями складывались в поэтические строки боевые впечатления, портреты однополчан и партизан, зарисовки фронтового быта. Поэт создает несколько песен, среди них «Донскую солдатскую», «На дальней заставе», «Боевую пограничную», которые исполнялись фронтовыми ансамблями. Особенно проникновенными были его стихи о любви и, прежде всего, о любви к жене, терпеливо ожидающей возвращения мужа-воина. Одно из самых задушевных стихотворений «Ожидание встречи» поэт написал в 1945 г. в венгерском городе Кесег:

Подойди ко мне поближе,
Рядом сядь, прижмись ко мне,
Сколько дней тебя не вижу,
Столько дней я на войне…

После войны, вернувшись в Калинин, Н. Попов вновь окунается в газетную работу. В 1946-1950-х гг. он – корреспондент газеты «Правда» по Калининской и Великолукской областям, в 1950-1959 гг. – заведующий отделом культуры в «Калининской правде». По собственному признанию писателя, журналистика стала для него главной школой творчества, а корреспондентские наблюдения и документальные очерки легли в основу нескольких поэм о людях деревни.
Только через 32 года в Калинине выходит в свет второй поэтический сборник Попова «Под небом Родины» (1952). А потом в калининских и московских издательствах новые книги его стихов появляются одна за другой: «Про любовь мою» (1953), «Слово современника» (1958), «Травы звенят» (1960), «Цвет зари в окне» (1971), «Не поле перейти» (1973), «Моя Россия» (1977). Поэтический ряд дополнили книги прозы – остроконфликтный роман «Ветер» (1962), разоблачающий мораль членов секты «Свидетели Иеговы», сборники сказок и рассказов для детей «Добрые птицы» (1968) и «Что было, а чего не было» (1975). Первым читателем и первым редактором всех книг была жена поэта, Зинаида Алексеевна, с которой он прожил вместе полвека.
Творческая занятость не отгораживала поэта от текущей литературной и общественной жизни. Его юношеский задор словно и не угасал под тяжестью лет. Н. Попов стоял у истоков создания Калининской писательской организации, помогал молодым литераторам, неустанно встречался с читателями, выступал в местной и центральной печати, входил в редколлегию областного альманаха и в президиум областного Комитета защиты мира. В 1971 г. к его боевым наградам добавился орден Октябрьской Революции, которым правительство отметило заслуги писателя в литературе.
С момента выхода в 1981 г. вторым изданием сборника «Не поле перейти» книги Н. Попова больше не выпускались. Подобной участи, к сожалению, не избежали многие писатели, которых называют «советскими». Сменилась эпоха, произошла переоценка духовных ценностей и литература тех лет вытеснена в «запасники» или даже вовсе отброшена как ненужный хлам. Однако правомерно ли это по отношению к Николаю Попову? Способна ли его поэзия затронуть сердце и душу нынешнего читателя?
Лирику Н. Попова почти всегда пронизывал острый интерес к современности, желание запечатлеть в стихах то, чем сегодня живет и дышит страна. С искренней теплотой и симпатией он писал о льноводах и районных журналистах, о строителях и комбайнерах, передавал чувства и думы скромных и честных тружеников, горячо любящих Родину, добрых и отзывчивых: «А ведь мы – не колоссы из бронзы, гранита и стали: // Мы – простые и смертные жители нашей земли». Лучшие стихи и поэмы Н. Попова глубоко патриотичны, их отличает пафос всеобщего созидания, душевный оптимизм, солнечная и чистая любовь, способная преобразить все вокруг:
Мир раскрылся предо мною
Сном чудесным наяву.
Хоть назвал тебя женою, –
Как с невестой я живу…

Наиболее совершенны и художественно обаятельны пейзажные зарисовки поэта. Среднерусский ландшафт словно теряет в них кажущуюся неброскость и начинает играть всевозможными красками и звуками. Мы слышим, как «бубенцами лен вызванивает», видим, как «месяц выкупался в травах». Мы заходим в лес, где «восход встречая розовый, // Пьет рябчик сок березовый», и, присаживаясь на берегу тверской речки Кавы, поражаемся тому, что здесь «даже камень безучастный // Гранью вдруг блеснет алмазной». Точность образного видения, внимание к мельчайшим деталям помогают поэту рисовать колоритные картины природы:
На небе – вечерний багряный костер…
Затлел и пылает оснеженный бор,
И, кажется: пятнышком пала заря
На грудку летящего снегиря…

Конечно, далеко не все созданное поэтом выдержало проверку временем. Забылись его злободневные, плакатно-идеологические стихи о безвозвратно ушедших в прошлое советских реалиях. Кого-то может покоробить неподдельная убежденность поэта в грядущем торжестве коммунизма, но такой упрек вряд ли будет справедливым. «Я стихи не из камня вытачивал, а из сердца живого…», – признается он. В этих стихах по-прежнему бьется пульс нескольких поколений, которые с энтузиазмом строили светлое будущее и верили в его приход. Вместе с миллионами граждан СССР поэт жил неподдельной и романтически окрыленной надеждой, побуждающей его творить во имя человека завтрашнего дня. Стихотворение «Далекому потомку» не только выразило мировоззренческое кредо Н. Попова, но и превратилось в его поэтическое завещание:
Прошли мы путь
И долгий и жестокий,
Чтоб светлый мир
В наследство принял ты…
Удел твой – счастье,
В том сомнений нет…
Обретем ли мы это счастье?

Бойников А.М. «Я счастливой звездой отмечен…» // Вече Твери. – 2002. – 17 дек.

<< Николай Попов