НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Михаил Петров

ЛЕСКОВ КАЛЯЗИНСКОГО УЕЗДА

[ о В.А. Никифорове - Волгине ]
 

Велика и обильна на таланты Тверская земля. Начни-ка только вспоминать, и припомнятся Николай Александрович Львов и Иван Андреевич Крылов, Федор Иванович Глинка и Вячеслав Шишков, Сергей Клычков и Владимир Соколов, Николай Тряпкин и Иван Васильев... А сколько поэтов и писателей так называемого второго ряда? А сколько тех, кого мы не знаем? Потому что в сороковые-пятидесятые годы, в годы, когда создавалась Калининская писательская организация, связующая нить подлинной русской культуры была уже прервана, забыты десятки прекрасных, талантливых имен, вытоптана троцкистскими сапогами сама ее грибница.

Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился в 1901 году в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской области в семье потомственного сапожника. Здесь Василий закончил начальную школу, и так как продолжить дальнейшее образование первенца у многодетной семьи не было средств, он серьезно занялся самообразованием. Удивительно, что в крохотной калязинской деревушке, в бедной семье горького пьяницы юноша смог увлечься философией, историей, логикой, русской литературой, богословием. И когда волею судьбы после революции он вместе с семьей оказался в Эстонии, в Нарве, где чуть не половину населения составляли русские, он понял, что культурный багаж его не так уж беден и что его здесь можно очень неплохо пополнить. В Нарве тогда был русский театр, несколько гимназий, русский народный университет, два музея, множество русских эмигрантов. В 1920 году группа молодых людей создает здесь «Союз русской молодежи», которая организует литературные вечера, концерты, в эту группу входит и Никифоров, к тому времени уже прочно связавшему свои духовные интересы с литературой.

В 1921 году состоялся его литературный дебют. Влиятельнейшая русская газета «Последние известия», издававшаяся в Таллине, напечатала статью Никифорова «Исполните свой долг!», призывавшую русских позаботиться о могилах воинов Белой гвардии, а с 1923 года статьи и рассказы Никифорова начинают появляться в газетах регулярно и довольно часто. Он напечатал в нарвских газетах даже два детектива — «Атаман в черной рясе» и «Тайна нарвских подземелий». Свои публикации в память о своем детстве, о родной тверской земле, по которой он скучает, Никифоров подписывает псевдонимом Василий Волгин. Впоследствии к псевдониму он прибавляет свою фамилию и подписывается Никифоров-Волгин.

Вскоре имя его становится известным в Эстонии. В 1927 году ему присуждается первая премия литературного кружка города Таллина за рассказ «Земной поклон», писатель активно участвует в общественной жизни города, создает рилигиозно-философский кружок православного направления, создает вместе с Л.Аксом литературный журнал «Полевые цветы» и к середине 30-х годов становится популярным писателем. Достаточно сказать, что в те годы он получает премию парижского журнала «Иллюстрированная Россия» за рассказ «Архиерей».

В 1935 году он переезжает в Таллин, где его избирают почетным членом русского общества «Витязь». Он знакомится с Игорем Северяниным (еще одним знаменитым « русским » эстонцем), который посвящает ему сонет из известного цикла посвященных сонетов.
В 1937 году в издательстве «Русская книга» выходит его первый сборник «Земля-именинница», а через год второй — «Дорожный посох». Третья книга «Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)» так и не увидела свет. Советская власть, пришедшая сюда в 1940 году, как это не парадоксально, ударила прежде всего по русской культуре: русские общества были разогнаны, газеты и журналы закрыты, писатели и деятели русской культуры и православной церкви репрессированы. В мае 1941 года был арестован и Никифоров. С началом войны его этапировали в Киров, где в августе приговорили к расстрелу, а в декабре 1941 года расстреляли.

Творчество Никифорова-Волгина было с энтузиазмом встречено русской эмиграцией не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Его излюбленными темами была жизнь русского духовенства, православного человека. Недаром Никифорова называли современным Лесковым, сравнивали с Иваном Шмелевым. Но он был и остается писателем оригинальным, со своей поэтикой и языком, со своей интонацией, интонацией глубоко сердечной, душевной, народной. Многие рассказы его пронизаны светлым юмором, в котором больше, пожалуй, любви и любования человеком, чем осмеяния его. И даже в этом видится его христианское мировоззрение...
После реабилитации В.А. Никифорова-Волгина в 1991 году его лучшие произведения были неоднократно изданы в России. Наиболее полной является книга «Дорожный посох», вышедшая в свет в 1992 году в издательстве «Русская книга» в Москве. Но книга, которая представляет наибольший интерес для нас, провинциалов, — «Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)», — не только пока не издана, но и не найдена ее рукопись. Есть предположение, что находится она в Тарту, в университетской библиотеке.

2000

Библиография:

Петров М. Лесков Калязинского уезда // Петров М. Отвергнутый камень. - Тверь, 2003. - С. 294-296.

 

 А. Любомудров

 

НИКИФОРОВ-ВОЛГИН ВАСИЛИЙ АКИМОВИЧ

 

НИКИФОРОВ-ВОЛГИН Василий Акимович (наст. фамилия — Никифоров) (24.12.1900[6.01.1901]—14.12.1941), писатель. Родился в д. Маркуши Калязинского у. Тверской губ. в семье мастерового. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо узнал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский, Н. Лесков, А. Чехов. С. Есенин.

В 1920 г. Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивающим литературные вечера и концерты. Первая публикация Никифорова-Волгина — статья «Исполните свой долг!» (1921) в таллиннской газете «Последние известия», где автор призвал проявить заботу о могилах воинов белой Северо-Западной армии. С 1923 г. начинается регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина. В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он публикует рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин.

Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932 г.).

В 1926—27 годах вместе с С. Рацевичем редактирует «Новый нарвский листок». В 1927 на конкурсе молодых авторов в Таллинне получает первую премию за рассказ «Земной поклон». В 1927 г. становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 г. создается религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского студенческого христианского движения. Никифоров-Волгин участвовал в съездах этого движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях. В 1930—32 годах Никифоров-Волгин также возглавляет литературный кружок общества «Святогор». В 30-х годах вместе с Л. Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» — орган русской литературной молодежи в Эстонии.

К середине 30-х годов Никифоров-Волгин становится известным писателем русского Зарубежья. Удостоен премии журнала «Иллюстрированная Россия» за рассказ «Архиерей». Накануне 1936 года переезжает в Таллинн, где избирается почетным членом русского общества «Витязь»; печатается в крупном органе российской эмиграции — рижской газете «Сегодня». В таллиннском издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина — «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938).

Летом 1940 г. в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции. В мае 1941 г. Никифоров-Волгин, работавший на судостроительном заводе, был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в Киров (Вятка), где расстрелян 14 декабря 1941 г. «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991 г.

Эпиграфом к творческому наследию Никифорова-Волгина могут послужить тютчевские строки: «Утомленный ношей крестной, // Всю тебя, земля родная, // В рабском виде Царь Небесный // Исходил, благословляя». Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий Никифоров-Волгин отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские люди («Архиерей». «Странники», «Юродивый» и др.). Один из постоянных мотивов Никифорова-Волгина — умиротворение, просветление человеческой души.

Тема соединения, исцеления распадающегося мира особенно явственно звучит в рассказе «Мати-пустыня», где красноармеец, умирающий на руках матери, в родном доме исповедует свои грехи и примиряется с Богом — мирная кончина его происходит «тише падения золотого листа с дерева»; в короткой новелле «Черный пожар», где боец Красной армии спасает раненого белого, в котором вдруг увидел брата, «земляка» по России.

В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла «Земля-именинница», где мир увиден глазами ребенка, приобщающегося к Православию. Христианская вера, Церковь являются для Никифорова-Волгина единственной надежной опорой, соединяющей все бытие в целостный и гармоничный мир. Подобно И. С. Шмелеву — автору «Лета Господня» — Никифоров-Волгин сочетает в своих рассказах яркую, образную простонародную речь с элементами церковнославянского языка.

Повесть «Дорожный посох» написана в форме дневника сельского священника, которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров-Волгин как бы пророчески описал свою собственную судьбу и кончину). Вся книга словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. «Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения», — сокрушается рассказчик. Чудом избегнувший смерти, батюшка несет страдающим людям евангельский свет.

Библиография:
Любомудров А.М. [Никифоров-Волгин Василий Акимович] // Русские писатели, ХХ век: биобиблиогр. словарь: в 2 ч. Ч. 2. М - Я / под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – С. 102 – 103.

<< В.А. Никифоров-Волгин