Михаил Петров
ЛЕСКОВ КАЛЯЗИНСКОГО УЕЗДА
[
о В.А. Никифорове - Волгине
]
Велика и обильна на
таланты Тверская земля. Начни-ка только вспоминать, и припомнятся
Николай Александрович Львов и Иван Андреевич Крылов, Федор Иванович
Глинка и Вячеслав Шишков, Сергей Клычков и Владимир Соколов, Николай
Тряпкин и Иван Васильев... А сколько поэтов и писателей так называемого
второго ряда? А сколько тех, кого мы не знаем? Потому что в
сороковые-пятидесятые годы, в годы, когда создавалась Калининская
писательская организация, связующая нить подлинной русской культуры была
уже прервана, забыты десятки прекрасных, талантливых имен, вытоптана
троцкистскими сапогами сама ее грибница.
Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился в 1901 году в деревне
Маркуши Калязинского уезда Тверской области в семье потомственного
сапожника. Здесь Василий закончил начальную школу, и так как продолжить
дальнейшее образование первенца у многодетной семьи не было средств, он
серьезно занялся самообразованием. Удивительно, что в крохотной
калязинской деревушке, в бедной семье горького пьяницы юноша смог
увлечься философией, историей, логикой, русской литературой,
богословием. И когда волею судьбы после революции он вместе с семьей
оказался в Эстонии, в Нарве, где чуть не половину населения составляли
русские, он понял, что культурный багаж его не так уж беден и что его
здесь можно очень неплохо пополнить. В Нарве тогда был русский театр,
несколько гимназий, русский народный университет, два музея, множество
русских эмигрантов. В 1920 году группа молодых людей создает здесь «Союз
русской молодежи», которая организует литературные вечера, концерты, в
эту группу входит и Никифоров, к тому времени уже прочно связавшему свои
духовные интересы с литературой.
В 1921 году состоялся его литературный дебют. Влиятельнейшая русская
газета «Последние известия», издававшаяся в Таллине, напечатала статью
Никифорова «Исполните свой долг!», призывавшую русских позаботиться о
могилах воинов Белой гвардии, а с 1923 года статьи и рассказы Никифорова
начинают появляться в газетах регулярно и довольно часто. Он напечатал в
нарвских газетах даже два детектива — «Атаман в черной рясе» и «Тайна
нарвских подземелий». Свои публикации в память о своем детстве, о родной
тверской земле, по которой он скучает, Никифоров подписывает псевдонимом
Василий Волгин. Впоследствии к псевдониму он прибавляет свою фамилию и
подписывается Никифоров-Волгин.
Вскоре имя его становится известным в Эстонии. В 1927 году ему
присуждается первая премия литературного кружка города Таллина за
рассказ «Земной поклон», писатель активно участвует в общественной жизни
города, создает рилигиозно-философский кружок православного направления,
создает вместе с Л.Аксом литературный журнал «Полевые цветы» и к
середине 30-х годов становится популярным писателем. Достаточно сказать,
что в те годы он получает премию парижского журнала «Иллюстрированная
Россия» за рассказ «Архиерей».
В 1935 году он переезжает в Таллин, где его избирают почетным членом
русского общества «Витязь». Он знакомится с Игорем Северяниным (еще
одним знаменитым « русским » эстонцем), который посвящает ему сонет из
известного цикла посвященных сонетов.
В 1937 году в издательстве «Русская книга» выходит его первый сборник
«Земля-именинница», а через год второй — «Дорожный посох». Третья книга
«Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)» так и
не увидела свет. Советская власть, пришедшая сюда в 1940 году, как это
не парадоксально, ударила прежде всего по русской культуре: русские
общества были разогнаны, газеты и журналы закрыты, писатели и деятели
русской культуры и православной церкви репрессированы. В мае 1941 года
был арестован и Никифоров. С началом войны его этапировали в Киров, где
в августе приговорили к расстрелу, а в декабре 1941 года расстреляли.
Творчество Никифорова-Волгина было с энтузиазмом встречено русской
эмиграцией не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Его
излюбленными темами была жизнь русского духовенства, православного
человека. Недаром Никифорова называли современным Лесковым, сравнивали с
Иваном Шмелевым. Но он был и остается писателем оригинальным, со своей
поэтикой и языком, со своей интонацией, интонацией глубоко сердечной,
душевной, народной. Многие рассказы его пронизаны светлым юмором, в
котором больше, пожалуй, любви и любования человеком, чем осмеяния его.
И даже в этом видится его христианское мировоззрение...
После реабилитации В.А. Никифорова-Волгина в 1991 году его лучшие
произведения были неоднократно изданы в России. Наиболее полной является
книга «Дорожный посох», вышедшая в свет в 1992 году в издательстве
«Русская книга» в Москве. Но книга, которая представляет наибольший
интерес для нас, провинциалов, — «Древний город (Жизнь и нравы русской
провинции после революции)», — не только пока не издана, но и не найдена
ее рукопись. Есть предположение, что находится она в Тарту, в
университетской библиотеке.
2000
Библиография:
Петров М. Лесков
Калязинского уезда // Петров М. Отвергнутый камень. - Тверь, 2003. - С.
294-296.
А. Любомудров
НИКИФОРОВ-ВОЛГИН ВАСИЛИЙ АКИМОВИЧ
НИКИФОРОВ-ВОЛГИН Василий
Акимович (наст. фамилия — Никифоров) (24.12.1900[6.01.1901]—14.12.1941),
писатель. Родился в д. Маркуши Калязинского у. Тверской губ. в семье
мастерового. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не
имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности
много занимался самообразованием, хорошо узнал русскую литературу. Его
любимыми писателями были Ф. Достоевский, Н. Лесков, А. Чехов. С. Есенин.
В 1920 г. Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской
молодежи» в Нарве, устраивающим литературные вечера и концерты. Первая
публикация Никифорова-Волгина — статья «Исполните свой долг!» (1921) в
таллиннской газете «Последние известия», где автор призвал проявить
заботу о могилах воинов белой Северо-Западной армии. С 1923 г. начинается
регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина.
В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он публикует
рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые
подписывает псевдонимом Василий Волгин.
Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное
богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе
(до весны 1932 г.).
В 1926—27 годах вместе с С. Рацевичем редактирует «Новый нарвский листок». В
1927 на конкурсе молодых авторов в Таллинне получает первую премию за
рассказ «Земной поклон». В 1927 г. становится одним из учредителей русского
спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 г.
создается религиозно-философский кружок, положивший начало местной
организации Русского студенческого христианского движения.
Никифоров-Волгин участвовал в съездах этого движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях. В 1930—32
годах Никифоров-Волгин
также возглавляет литературный кружок общества «Святогор». В 30-х годах вместе
с Л. Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» — орган русской
литературной молодежи в Эстонии.
К середине 30-х годов Никифоров-Волгин становится известным писателем русского
Зарубежья. Удостоен премии журнала «Иллюстрированная Россия» за рассказ
«Архиерей». Накануне 1936 года переезжает в Таллинн, где избирается почетным
членом русского общества «Витязь»; печатается в крупном органе
российской эмиграции — рижской газете «Сегодня». В таллиннском
издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина —
«Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938).
Летом 1940 г. в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец
культурной и литературной жизни русской эмиграции. В мае 1941 г.
Никифоров-Волгин, работавший на судостроительном заводе, был арестован
органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в Киров (Вятка), где
расстрелян 14 декабря 1941 г. «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического,
антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991 г.
Эпиграфом к творческому наследию Никифорова-Волгина могут послужить
тютчевские строки: «Утомленный ношей крестной, // Всю тебя, земля
родная, // В рабском виде Царь Небесный // Исходил, благословляя».
Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина
складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий,
гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий
Никифоров-Волгин отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей,
которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники,
богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий
народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские
люди («Архиерей». «Странники», «Юродивый» и др.). Один из постоянных
мотивов Никифорова-Волгина — умиротворение, просветление человеческой
души.
Тема соединения, исцеления распадающегося мира особенно явственно звучит
в рассказе «Мати-пустыня», где красноармеец, умирающий на руках матери,
в родном доме исповедует свои грехи и примиряется с Богом — мирная
кончина его происходит «тише падения золотого листа с дерева»; в
короткой новелле «Черный пожар», где боец Красной армии спасает раненого
белого, в котором вдруг увидел брата, «земляка» по России.
В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла
«Земля-именинница», где мир увиден глазами ребенка, приобщающегося к
Православию. Христианская вера, Церковь являются для Никифорова-Волгина
единственной надежной опорой, соединяющей все бытие в целостный и
гармоничный мир. Подобно И. С. Шмелеву — автору «Лета Господня» —
Никифоров-Волгин сочетает в своих рассказах яркую, образную
простонародную речь с элементами церковнославянского языка.
Повесть «Дорожный посох» написана в форме дневника сельского священника,
которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства
безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров-Волгин как бы пророчески
описал свою собственную судьбу и кончину). Вся книга словно тихий плач о
родной земле, до боли любимой героем. «Все устали. Все горем
захлебнулись. Все чают Христова утешения», — сокрушается рассказчик.
Чудом избегнувший смерти, батюшка несет страдающим людям евангельский
свет.
Библиография:
Любомудров А.М. [Никифоров-Волгин Василий Акимович] // Русские писатели,
ХХ век: биобиблиогр. словарь: в 2 ч. Ч. 2. М - Я / под ред. Н.Н.
Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – С. 102 – 103.
|