НА ГЛАВНУЮ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРАЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Музейно-литературный центр «Дом поэтов»

Усадебный дом в деревне Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии был построен в конце XVIII в. и принадлежал помещикам Львовым. В конце XIX в. он перешёл по наследству от старшего брата контрадмирала Льва Ивановича Львова его сестрам: Варваре, Агате, Анне. Анна Ивановна Гумилёва была матерью поэта Николая Степановича Гумилёва. Он приезжал в усадьбу с 1908 г., а с 1911 по 1917 гг. сюда каждое лето приезжала его жена Анна Андреевна Ахматова.

В это время усадьба Слепнёво представляла собой ряд деревянных построек: флигель, каретный сарай, конюшня, а в центре — деревянный дом с мезонином. Вокруг дома располагались два парка, цветочные клумбы и пруд. В одном из парков росли фруктовые деревья. Внизу протекала тихая речка Каменка. Деревня Слепнёво состояла из 30 крестьянских дворов.

Здесь были написаны многие стихи, ставшие классическими образцами русской лирики. Со слепнёвским домом связано детство сына поэтов, известного историка Льва Николаевича Гумилёва. В этом доме бывали художник Д.Д. Бушен; поэтесса, художница, общественный деятель, монахиня Е.Ю. Кузьмина-Караваева, известная в Западной Европе как Мать Мария.

В 1917 г. хозяева оставили усадьбу Слепнёво. А.И. Гумилёва с пятилетним внуком Львом переселилась в Бежецк, где их также навещали Николай Степанович и Анна Андреевна. После революции опустевший слепнёвский дом использовали для разных хозяйственных нужд, а деревня Слепнёво потепенно исчезала. В 1935 г. дом перевезли в село Градницы, и в нём была открыта школа.С 1980 г. в Тверском государственном объединённом музее изучается, разрабатывается и комплектуется тема «А. Ахматова, Н. Гумилёв, Л. Гумилёв в Тверском крае». В 1987 г. школа была переведена в новое здание. Мемориальный дом освободился. В 1989 г., к 100-летию А.А. Ахматовой, здесь была открыта экспозиция в 4-х залах мезонина.

Осенью 2008 г. «Дом поэтов» стал филиалом Тверского государственного объединённого музея как музейно-литературный центр. К 120-летию со дня рождения А.А. Ахматовой создана новая экспозиция. Она занимает 7 залов усадебного дома. На первом этаже размещается Градницкая сельская библиотека. Экспозиция открывается историей деревни Слепнёво и усадебного дома. Здесь можно познакомиться с его обитателями, с укладом их жизни, с семейными традициями.

Впервые Анна Ахматова приехала в Слепнёво в 1911 г. из Парижа. Сначала она воспринимала это место как ссылку в захолустье из столицы. В 1911 и 1912 гг. в Слепнёве было написано всего по одному стихотворению: «Целый день провела у окошка...» и «Венеция», в 1913 г. их уже пять. Постепенно Ахматова привыкла к Слепнёву, сроднилась с ним, и стихи пошли «лёгкой свободной поступью».

В залах музея можно увидеть все известные фотографии Ахматовой в Слепнёве. Особое очарование — у комнаты Ахматовой в мезонине. В своих воспоминаниях она описывает свою комнату так: «В моей комнате (на север) висела большая икона — Христос в темнице. Узкий диван был таким твёрдым, что я просыпалась ночью и долго сидела, чтобы отдохнуть... Над диваном висел небольшой портрет Николая I не как у снобов в Петербурге — почти как экзотика, а просто, сериозно по-Онегински («Царей портреты на стене»). В шкафу остатки старой библиотеки, даже «северные цветы» и барон Брамбеус, и Руссо». Всё, описанное Ахматовой, можно увидеть здесь. Сохранены синий цвет стен, икона «Христос в темнице» из этого дома, шкатулка и нож для разрезания бумаги на круглом столе, принадлежавшие А.И. Гумилёвой.

У Николая Степановича Гумилёва своей комнаты в доме не было. Он бывал в Слепнёве меньше, чем Ахматова. «Николай Степанович не выносил Слепнёва. Зевал, скучал, уезжал в немыслимом направлении. Писал «такая скучная не золотая старина»...Но, однако, что-то понял и чему-то научился», - писала Анна Андреевна. Отдельный зал музея посвящён жизни и творчеству Н.С. Гумилёва. Здесь воспризведён уголок поэта начала XX века. Он обставлен мебелью в стиле «модерн»: диван, кресла, стулья, письменный стол, подставка для цветов.

Из воспоминаний о Гумилёве известно, что он самым фантастическим образом обставлял свои комнаты. Его комната в Царском Селе была выдержана в жёлтых тонах — жёлтый цвет и в этом зале. Безделушки на письменном столе подобраны по фотографии Гумилёва за письменным столом: чернильный прибор, украшенный цветочным барельефом, вазочка для цветов, спичечница и пепельница, экзотические кувшины. В мезонине, в комнате с балконом, экспозиция посвящена Л.Н. Гумилёву. Здесь фотография маленького Лёвы, детские игрушки, кошелёк, обвязанный Лёвушкой для бабушки; журналы, фотографии бежечан — современников Гумилёвых. В соседнем зале представлена фотовыставка, рассказывающая об основных вехах жизненного пути выдающегося учёного Л.Н. Гумилёва.

Экспозиция дома с удивительной судьбой ярко демонстрирует, что в начале XX века жизнь и творчество русских поэтов — Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, их сына Льва — оказались прочно связаны с Тверским краем, с деревней Слепнёво.

Библиография

Дом поэтов: Музейно-литературный центр: [буклет]/ Твер. гос. объед. музей; текст О.Г. Зиминой, О.А. Орловой.- Тверь: РЭД, 2010.- [1] отд. л.: ил.

Музейно-литературный центр «Дом поэтов» // Музеи Тверской области. - [Тверь, 2017]. - С. 16

Зимина О. Дом поэтов // Вестник ТГОМ. - 2009. - июнь (№ 20). - С.16-18.

<< Музеи