Иван
Андреевич Крылов
(1769-1844)
Баснописец
и драматург И. А. Крылов родился 13(2) февраля 1769 г. в Москве в семье
бедного армейского капитана Андрея Прохоровича Крылова, который во время
Пугачевского бунта находился в одной из уральских крепостей и показал
себя умелым и отважным офицером. В 1774 г. А.П. Крылов вышел в отставку
и поселился в Твери. Вскоре он стал председателем губернского
магистрата, где и прослужил до самой смерти в 1778 г. Мать писателя -
Мария Алексеевна, навсегда осталась для И.А. Крылова самым родным
человеком, он считал, что «она была простая женщина без всякого
образования, но умная от природы, исполненная высоких добродетелей».
Детские
годы будущего баснописца прошли в Твери. Этот период жизни (1774-1782)
во многом определил его дальнейшую судьбу и творчество.
Крылов не получил систематического образования, тем не менее, в Твери он
научился читать и писать. Множество раз перечитывал мальчик книги,
оставленные в наследство отцом, в том числе сборник басен Эзопа,
произведший на него огромное впечатление. Знакомство с семьей богатых
помещиков Львовых, покровительствовавших ему, позволило Крылову
заниматься арифметикой и французским языком, а благодаря встрече с
уличным музыкантом – итальянцем синьором Луиджи, он стал понимать
итальянский язык и научился играть на скрипке.
|
Магистрат, ныне ТЮЗ |
Крылов вынужден был начать службу с девятилетнего возраста: сначала
подканцеляристом в Калязинском нижнем земском суде, затем в Тверском
магистрате. Опыт работы в губернском магистрате давал ему возможность
наблюдать жизнь всех сословий. Здесь Крылов усваивал русскую народную
речь, ставшую для него источником многочисленных ярких образов.
Отдельные пословицы, поговорки и просторечия, как считают некоторые
исследователи, подслушаны писателем на улицах Твери. Красоту народной
речи помогла почувствовать мальчику и тверская бабушка Матрена Ивановна
Крылова, принимавшая активное участие в воспитании внука.
Центром культурной жизни горожан в Твери конца XVIII в. являлась
духовная семинария, где организовывались публичные представления,
читались стихи русских и зарубежных поэтов, разыгрывались небольшие
диалоги и сценки, высмеивающие бюрократизм, взяточничество,
казнокрадство – все то, что видел вокруг себя молодой Крылов. Здесь же
будущий писатель познакомился с местной знаменитостью –
поэтом-семинаристом Ф. Модестовым, который писал оды на все
торжественные события, как в городе, так и в семинарии. Под впечатлением
от семинарских выступлений Крылов впервые попробовал сочинять сам и стал
задумываться о том, чтобы стать профессиональным литератором.
Первыми художественными произведениями Крылова стали стихи и басня,
переделанная им из Лафонтена. К сожалению, эти опыты до нас не дошли.
После посещения спектакля «Мельник, колдун, обманщик и сват», сыгранного
в Твери московскими актерами, юноша решил попробовать себя в жанре
комической оперы. Он приступил к работе над оперой «Кофейница» в 1782 г.
Сюжет был подсказан статьей из столичного журнала «Живописец», в которой
высмеивались гадалки на кофейной гуще, способные на любую подлость ради
денег. Свою главную героиню, госпожу Новомодову, недалекую и жестокую
крепостницу, автор, по его собственным словам, описал по впечатлениям от
знакомых тверских дворянок и чиновниц. Работа завершилась уже в
Петербурге, куда Крылов перебрался вместе с матерью и братом в 1782 г.
Здесь он служил канцеляристом и провинциальным секретарем в Казенной
палате, работал в Горной экспедиции, исполнял должность личного
секретаря и учителя детей генерала князя Голицына, более 30 лет был
библиотекарем в Публичной библиотеке. В Петербурге в полной мере
развился и его писательский талант: он много пробовал себя в
драматических жанрах (трагедии «Клеопатра», «Филомела», комедии «Бешеная
семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Инфанта из Заморы»,
«Американцы», «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья-Богатырь»),
неоднократно участвовал в создании литературных журналов
просветительского направления («Почта духов», «Зритель»,
«Санкт-Петербургский Меркурий» и др.), но настоящую известность и
прочное материальное положение принесли ему
басни.
В
Петербурге Иван Андреевич общался с множеством известных литераторов
своего времени. А.С. Пушкин называл его «истинно народным поэтом»,
представителем народного русского духа. В 1833 г. Пушкин, со слов
Крылова, записал рассказ отца баснописца о событиях Пугачевского
бунта и использовал его в работе над «Историей Пугачева» и «Капитанской
дочкой», а черты скромного служаки Андрея Прохоровича воплотил в образе
капитана Миронова.
Умер
писатель 9 ноября 1844 г. Похоронен в Александро-Невской лавре г.
Петербурга. Перед смертью он поручил разослать всем близким друзьям по
экземпляру новой книги басен, где на заглавном листе, очерченном
траурной каймою, напечатано: «Приношение, на память об Иване Андреевиче,
по его желанию».
С
тверским краем связана жизнь внебрачной дочери И. А. Крылова –
Александры Петровны Савельевой, с семьей которой он жил последние годы.
Она имела поместье в Вышневолоцком уезде.
В
1944 г. именем Крылова была названа улица города Калинина (бывшая улица
Вольная, ранее Секретарская), на которой он когда-то жил. В 1959 г. в
городе воздвигнут памятник писателю.
Библиография:
Степанов
Н.Л. Крылов. - М.: Молодая гвардия,1963. – 272 с.
Павлов
Н.П. И.А. Крылов // Павлов Н.П. Русские писатели в нашем крае - Калинин,
1956. - С. 13-17.
Коровин
В.И. Крылов // Русские писатели: биобиблиогр. словарь. – М., 1990. –
Т.1. – С. 376- 380.
Памятник И.А. Крылову // Свод памятников
архитектуры и монументального искусства России: Тверская область. – М.,
2002. – Ч.1. – С. 568-569.
|